Найти тему

Тайна и повышение ставок

Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков
Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков

Кроме всех иных способов введения, повышения образности и установления правил игры стоит обратить внимание на такой литературный прием, как обозначение проблем путем их умалчивания. Фактически, читатель получает возможность понять, что в произведении происходит что-то не то или не так.

Однако, что именно — пока не сообщается. И, если проблема будет из тех, к которым читатель неравнодушен, он непременно последует за автором в его придуманный мир. По крайней мере до следующей главы произведения… А это уже некоторый успех.

    Можно еще раз подчеркнуть то, что проблема должна заинтересовать читателя! И здесь особенно необходимо задеть чувствительные струны читательской души, «зацепить» его. И при этом обнаружить именно то самое, что в дальнейшем будет жизненно важно и позволит поставить сюжет «на уши».

    В детективах конца позапрошлого — начала прошлого веков этот принцип привязывался к секретной информации, касающейся происхождения персонажа. В те славные времена произведения в своей массе отражали общественные представления, по сути своей средневековые, о важности родословной, биологических корней человека. Происхождение было тогда системообразующим моментом для многих людей, так как определяло сразу множество различных факторов, например, право на власть и собственность, духовные и нравственные аспекты личности и даже религиозность.

    В некоторых не особенно удачных литературных произведениях сюжет завершается сразу после раскрытия тайны. Например, выяснилось, кто убийца, и все, точка. Потому что автор считает, что уже все, и ничего больше не будет, все проблемы разрешены. Но придание тайне особой ценности, статуса главного судьи в произведении, является ее неэффективным использованием.

Ведь именно после прояснения таинственных событий можно продолжить творить, используя новые качества всех персонажей, новый уровень конфликта и романных проблем. Потому что и тот, и другие в случае раскрытия тайны также обновляются, привлекая внимание читателя. Хотя, сам он может этого и не заметить, посчитав само собой разумеющимся.

    Тайна является ценной вещью для любого писателя. При этом существуют такие литературные жанры, где она представляет собой стержень, на котором держится все произведение. Например, пресловутый вопрос, а кто же преступник — фактически, является сконцентрированной тайной. Когда все проясняется, окончание книги идет естественным образом.

Но опытные детективщики и здесь не сдаются, а продолжают приводить новые доводы и аргументированные доказательства, вводят новых подходящих героев… Так что у читателя голова может пойти кругом. Подобные вещи, кстати, любил делать добившийся большой популярности Э.С.Гарднер.

    Отсюда можно сделать вывод, что с написанием книг и, в частности, детективов все совсем не просто. И это правильно. Как бы еще писателям удалось заинтересовать своих читателей в отсутствие тайн. Так что они — это истинный «фундамент» любого солидного произведения.

    Наряду с тем, что некоторая часть важной информации писателем просто не озвучивается, есть еще более тонкий метод, когда резко поднимается цена ставки. То есть изначально читателю известны все игровые условия, однако, в нужный автору момент ставка «взлетает». Этот ловкий фокус можно неоднократно использовать в произведении.

    Например, для начала можно дать персонажу просто погулять по старинному особняку. А потом он вдруг выяснит, что именно здесь бандиты держат заложника и уже собираются его убить… Смартфон, разумеется, разрядился в самый неподходящий момент, так что полицию вызвать нельзя, и приходится действовать своими силами. После освобождения выясняется, что заложник — совсем не простой, а весьма состоятельный человек.

Но пока удается добраться до гостиницы, происходит новое похищение. На этот раз действует другая группа более высокого уровня подготовки. Возможно, что на этот раз действуют совсем не бандиты, а какая-то правительственная структура. Готов ли главный герой к такому повороту событий?

    Любой ход, который служит обновлению сюжета, весьма значительно поднимает игровую ставку. Ведь дальше уже сам главный герой нуждается в спасении. А спасенный, оказывается, еще может быть благодарным, несмотря на богатство. А наличие серьезных ребят, у которых то ли приказ, то ли передел собственности, дает возможность их использования.

Ведь придется как-то их нейтрализовать — убить, столкнуть с полицией или другой бандой, переманить на свою сторону. И, как водится, главным негодяем может оказаться как раз спасенный заложник, а помогает ему кто-то из друзей главного героя, который вынашивает сугубо меркантильные и опасные для него планы, связанные с присвоением чужого имущества…

    В результате всего, по мере появления новых данных в сюжете, автору приходится плавно, а иногда и резко, менять персонажей произведения местами вместе с их «мастью», делая белое черным и наоборот. И все это нужно для того, чтобы в конце все бонусы достались главному герою и дочке негодяя, которые случайно встретившись, внезапно полюбили друг друга.

    Повышение ставок важно не только тем, что держит читателя в напряжении, не давая ему заснуть за книгой. Гораздо более важно то, что этот трюк дает возможность автору двигать сюжет без лишних усилий туда, куда нужно. А люди так устроены, что простое увеличение количества денег, поставленных на кон, воспринимается ими в качестве драмы и движения в произведении, хотя по факту их может и не быть. 

    Бесконечный рост ставок в книге ограничивается пиком напряженности, который в приличном произведении просто обязан наступить.  К счастью, любая книга имеет свое начало и конец. И в ней должно быть обрывание действия минимум до появления продолжения.