SAEC - один из самых интересных брендов, украсивших аналоговую эпоху и имеющий особенно много поклонников. После 30 лет, посвященных разработке и продаже аудиотехники и аудио аксессуаров, в 2006 году SAEC был отмечен специальным призом Audio Excellence Award за высокие достижения компании.
Середина 1970-х годов была настоящей Эпохой Звука. Производители аудиотехники росли так, как сегодня растут только IT-стартапы и моментально превращались в крупные корпорации. Помимо Sony и Matsushita, которые производили аудиопродукцию с самого начала звуковой эры, были такие бренды, как Aurex (Toshiba), Otto (Sanyo), Lo-D (Hitachi), Optonica (Sharp) и в наши дни они вызывают немало ностальгических воспоминаний.
Индустрия тонармов
Для начала давайте поговорим об этой индустрии в целом. Тут нужно понимать, что в те годы среднестатистический аудиофил имел в своем распоряжении около пяти картриджей, которые он свободно менял, поэтому объем продаж тонармов составлял около одной пятой картриджей. Если посмотреть на тех, кто покупал вертушку какого-то конкретного бренда, то число покупателей отдельных тонармов уменьшается еще вдвое.
Другими словами, целью бизнеса по производству тонармов были фанаты-ремесленники, которые самостоятельно строили вертушку, раздельно покупая стол, мотор и тонарм. По сравнению с картриджами это был бизнес, в котором нельзя было ожидать больших продаж. Стоимость материалов была высокой, а высокоточная токарная обработка была сложной.
Многие тонармы были спроектированы так, чтобы соответствовать картриджам, которые производила материнская компания. Стандартная процедура заключалась в том, что только после получения прибыли от картриджей проектировались и разрабатывались соответствующие им тонармы.
Чтобы иметь возможность развивать специализированный бизнес только по производству тонармов, сам продукт должен был демонстрировать отличные характеристики, индивидуальность, оригинальность и выдающийся дизайн. Ни одна другая компания, кроме английской SME, не смогла добиться успеха в тонарм-бизнесе. SME начинали свой путь с производства масштабных моделей, поэтому риск, связанный с тонарм-бизнесом, был для них небольшим.
На рынке случился переполох, когда внезапно появились тонармы SAEC. Ведь лучшими тонармами того времени были SME 3009. Компания SME использовала технологию ножевых опор и была абсолютно недосягаемой для конкурентов. SME выбирали для референсных проигрывателей, используемых для оценки качества звука, ими оснащали столы всех аудиожурналов и аудиокритиков. И многие аудиофилы были убеждены в том, что даже при высоком уровне технологий металлообработки в Японии невозможно построить тонарм уровня SME.
Рождение SAEC
Удивительно, но нам очень мало известно о появлении SAEC. Все началось с внезапной реализации отличной идеи одного японского инженера. Сакаэ Танака специализировался в области коммуникационных технологий и после окончания университета стал работать в JVC. Однако военная ситуация ухудшилась, и он был отправлен в Сингапур в качестве солдата связи. Там его признали чрезвычайно одаренным и перевели в отечественный военно-исследовательский центр где тот работал над улучшением радара. Как только он радикально улучшил мощность радара, война закончилась.
По всей видимости, опыт, который Сакаэ собрал за этот период, был чрезвычайно полезен для развития аудиотехнологий. Из армии Танака вернулся в JVC, но вскоре уволился и занялся проектированием и разработкой проигрывателей для крупных производителей аудиотехники в OEM-компании. И, похоже, именно здесь он глубоко погрузился в тему усовершенствования проигрывателей, особенно тонармов. Он провел достаточно времени разрабатывая аудио компоненты в сотрудничестве с разными компаниями.
Наконец, в 1965 году он основал компанию по проектированию акустического оборудования Audio Engineering Co. Ltd. Кажется, что в то время было очень мало компаний, готовых признавать ценность интеллектуальной собственности, но как раз в это время его друг, работавший в OEM-компании, познакомил Танаку с Садао Китагавой. Эти двое быстро сошлись дуг с другом и решили создать новый аудио бизнес по производству лучших тонармов в мире.
Садао Китагава имел опыт работы в аудиомагазине, а также был хорошо знаком с зарубежными разработками. Он был полон решимости выпустить на рынок продукт, создаваемый Танакой, и работа закипела. Сакаэ хорошо ладил со своим младшим братом Сусуму, и поэтому они работали вместе. Поговаривают, что Сусуму Танака до сих пор ремонтирует и реконструирует тонармы SAEC.
Сакаэ Танака всегда чувствовал, что именно подшипник поворотной части, особенно в вертикальном направлении, создает технологический предел тонарма. Люфты тонарма вызывали потерю точности воспроизведения и тенденцию к размытию звука. Для решения этой проблемы SME использовали ножевые опоры, но с точки зрения Сакаэ Танака, даже при таком решении, вертикальные люфты могут быть слишком неконтролируемы. И это была главная проблема.
Однажды Сакае неожиданно позвонил младшему брату Сусуму, и озвучил идею технологии двойных ножевых опор. Сусуму решил, что это может сработать. Для воплощения идеи в жизнь потребовалось некоторое время, но решение было найдено. Шёл 1974 год, параллельно Садао Китагава придумал название для новых тонармов – SAEC и основал SAEC Commerce Co., Ltd.
Это был совместный проект с неким Отаку Омори, чей дом стал настоящей Меккой высокоточной обработки, где на первом этаже разместилось само производство, а второй этаж занял SAEC Commerce Co., Ltd. Именно здесь был создан дебютный тонарм.
Продолжение здесь.
Еще: Про мой SAEC WE-308Ld раз, два :: История легендарной Micro Seiki :: Фонокорректор Schiit Mani :: Как я оцифровывал винил :: Soviet Synths :: Дешевые пластинки с отличным звуком :: INSTA :: FB :: Делитесь публикацией в соцсетях, карма сама себя не повысит!