Мы любим мифы. Этот вывод легко сделать, посмотрев на популярность фильмов и книг как по классической мифологии (Король Артур, Беовульф, Геракл/Зена и пр.), так и по адаптированным сюжетам (Вселенная Marvel, Звёздные войны, Гарри Поттер, хроники Нарнии, Властелин Колец, Американские боги...). Какими бы рациональными не были XX & XXI века, старые темы всё ещё остаются актуальными.
В 1949 году американский учёный–религиовед Джозеф Кэмпбелл публикует свою самую известную работу «Герой с тысячей лиц» (или «Тысячеликий герой»). Вдохновлённый именно этой работой в 1970-х годах Джордж Лукас пишет сценарий и выпускает блокбастер «Звёздные войны», ставший культовым как минимум на следующие 50 лет, а Стэнли Кубрик снимает свой крайне «сильный» фильм «Космическая одиссея 2001».
Эту книгу стоит прочитать, однако если кратко сформулировать основную суть, то Кэмпбелл убедительно показывает, что в мифологии разных народов присутствует универсальная мифологема героя — человека (или существа), который вынужден покинуть дом («Мать») в результате стечения обстоятельств («Вызов»), пройти тернистый путь с помощью помощников («проводник», «Мудрый старец») и соратников («Друг»), сразиться со злом («Тень»), спасти принцессу («Анима») или страну («Отец/Злой Король»). Сама история известна абсолютно каждому, кто читал мифы или сказки: вспомните историю об Илье Муромце или об Иванушке-дурачке.
Образ героя, его путешествия и тех, с кем он взаимодействует, действительно универсален, и огромная заслуга Кэмпбелла заключается в том, что он это убедительно показал, проанализировав огромное количество совершенно разных источников и сведя их воедино. Отдельно следует отметить, что автор не просто говорит о занимательном факте, а проводит параллели между мифами и развитием личности («индивидуация») в аналитической психологии, что делает эту книгу не просто «очередным исследованием мифов», а, скорее, практическим руководством к действию.
Мальчик-который-выжил
Для меня наиболее типичным представителем мифологемы героя является серия книг английской писательницы Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Действительно, что мы видим по прошествии семи книг (осторожно, спойлеры):
- У нас имеется Главный Герой — Мальчик-который-выжил.
- Он живёт в не-своём, не-родном доме. Его настоящий дом — это мир магии, но он об этом не знает. Он — пришелец, чужой среди своих. Последнее выражается в его самоуничижении, выраженном в комплексе неполноценности: он — не такой как все, а, следовательно, плохой.
- Он постоянно получает незаслуженных «люлей» от родственников. В какой-то момент он делает первое сознательное действие, чтобы противостоять родственникам («Дракон»/«Мать»), — вырывает письмо и узнаёт о том, что он — маг (герой). Это ещё не борьба, но, как минимум, манифестация эго.
- Он ещё не верит в магию, но в его душе появились зёрна сомнения: может быть, это — правда? И он встречает Хагрида — «проводника» в магический мир, настоящий мир, егомир.
- Там же он впервые узнаёт о Том-кого-нельзя-называть («Тень» / Враг), но об этом — позже.
- Но проводник не будет за него делать всю работу. Чтобы попасть в свой мир, ему нужно пройти первое испытание — попасть на платформу 9 и 3/4, платформу, которой не существует для магглов. Гарри Поттер должен её найти, ведь иначе он останется магглом.
- Это — серьёзное испытание, которое может быть не под силу даже взрослому, не то, что юному волшебнику. Но он встречает друга (семейство Уизли), который живёт в мире магии и готов помочь. С помощью друга Гарри Поттер проходит инициацию и становится на путь волшебника.
- Сразу же его ставят опять перед выбором: Гриффиндор (факультет героев) или Слизерин (факультет властителей). Выбор действительно труден и ситуация складывается так, что ему нужно идти на Слизерин, ведь он — великий герой, мальчик, который выжил; его место — на факультете славы, в Слизерине. Но опять «друг» помогает сделать «верный» для истории выбор.
- И Гарри очаровывается волшебным миром, миром, который открылся ему, миром, который является для него родным. Теперь он — дома.
- Он начинает потихоньку двигаться к своей первой важной цели — пониманию того, кто он. В этом ему помогает его «Тень» — Тёмный Лорд — который постоянно «подкидывает» ему проблемы. На первом курсе он обещает ему вернуть самое дорогое, чего никогда не было у сироты, — родителей. Но Гарри проходит это испытание с честью. Здесь впервые также проявляется и незримая помощь со стороны «Мудрого Старца» — профессора Дамблдора, который подсказывает главному герою, как можно достать философский камень из зеркала. Причём это может сделать только сам Гарри, а не его Тень, Тёмный Лорд.
- На втором курсе мы сталкиваемся и с первыми проблемами: после дуэли весь Хогвартс считает, что раз Гарри Поттер — змееуст, то он — наследник Слизерина и, следовательно, тёмный маг. В душе героя возникают сомнения в том, насколько он — светлый.
- Решить эти сомнения ему помогает спасение Джинни Уизли («Анимы»–принцессы), где он, жертвуя собственной жизнью, защитил то, во что верил. И Вселенная ему ответила через Deus ex machina — слёзы Феникса, символа рубедо, которые не дали умереть герою.
- Гарри Поттер растёт и развивается, совершенствуясь в своих навыках. Наконец, он готов к первой встрече со своей Тенью: Тёмный Лорд восстаёт из мёртвых и захватывает Гарри Поттера. Впервые герой видит последствия действий своего врага — его приятель Седрик Диггори умирает от руки приспешника Тёмного Лорда.
- Тень слишком сильна, поэтому Гарри Поттер убегает. Он не может сейчас бороться с Тёмным Лордом, поэтому выбирает тактическое отступление.
- Но это не проходит для него даром: на пятом курсе, через свои сны, он осознаёт, что в нём есть тёмная сторона. Он видит, как «он» (Тёмный Лорд / Тень) пытается убить того, кто ему дорог, Артура Уизли, отца «друга».
- В его психике начинается борьба противоположностей, борьба добра и зла, выразившаяся в кульминации — ментальной дуэли Героя и Тени, Гарри Поттера и Тёмного Лорда. Через принятие своей тёмной стороны и утверждение, что она не есть он весь, он выходит победителем в этой дуэли. Вселенная же отвечает на эту победу появлением «Мудрого старца», профессора Дамблдора, который защищает главного героя от разъяренной Тени.
- Герой растёт, и он понимает, что должен столкнуться с Тенью один на один. Мудрый старец не может защищать его вечно: Дамблдор погибает.
- Тень хитра и сильна — её нельзя победить просто так: нужно найти и уничтожить все те «подарочки», которая она оставила в душе главного героя.
- Нужно получить помощь не только от людей, но и от волшебных существ — «проводников», Кричера и Добби. Так уничтожены два кресткража (формально, не самими эльфами, но с помощью домовиков).
- Нужно «не потонуть» в богатстве (сейф Беллатрисы и проклятие золота) и научиться действовать «грязными методами» (тёмное проклятие «Империус» на гоблина), ведь действуя только светлыми методами Тень остаётся в вытесненном состоянии. Так уничтожен ещё один кресткраж.
- Нужно примириться с теми, кто кажется врагом (Малфой), но таковым не является. Нужно осознать, что зло, которое Гарри видит в других, на самом деле является проекцией его тёмной стороны. Так уничтожена диадема.
- Нужно вдохновить других на борьбу, ведь один в поле — не воин. Так Луна помогает Гарри найти Серую Даму, а Невилл побеждает Нагайну и уничтожает последний кресткраж.
- Но в конце Гарри узнаёт, что сам является кресткражем. Пока он жив, будет жить и Тёмный Лорд («Пророчество»). Пока его эго считает себя единственным, кто достоин жить в личности Главного Героя, он не сможет победить. И герой принимает решение пожертвовать жизнью («Жертва»). Это — его последняя инициация. Парадокс: он видит призраки родителей, так как в его руках Воскрешающий камень; он является повелителем смерти, собравшим все три Дара Смерти. Но он больше — не мальчик-который-выжил. Он — мальчик-который-должен-умереть.
- Он встречается с Тенью, один на один, лицом к лицу. Он готов умереть. И Тень наносит удар.
- Он умирает и воскресает, но уже в новом качестве: теперь он больше не мальчик-который-выжил. Он интегрировал свою Тень через инициацию. Гарри Поттер победил Тёмного Лорда. Гарри Поттер стал мужчиной.
На этом заканчивается путешествие героя. Но конец путешествия героя — это ещё не конец путешествия человека.