Найти тему
Александр Матусевич

Нескучная классика

Первой премьерой «Геликон-оперы» нового сезона стал подарок детворе – музыкальный спектакль «В гостях у оперной сказки»

Как сделать концерт классической музыки, концерт вокальный, состоящий из оперных арий, не скучным, интересным ребятам любого возраста и любого зрительского и слухового опыта, даже тем, кто никогда не слышал ни Марша из «Любви к трем апельсинам», ни Вальса цветов из «Щелкунчика»? В «Геликоне» знают ответ. Нужно превратить чопорный филармонический формат в живое театральное действо, придумать занимательный сюжет, пошить ярких костюмов – и тогда классика окажется и вправду нескучной.

Марина Скалкина написала пьесу, в которой коварная Царица ночи (Юлия Щербакова) похищает волшебный ключик, конечно же, скрипичный, у гениального профессора Спаланцани (Дмитрий Хромов), и теперь тот никак не может завести механизм своей чудо-куклы Олимпии (Анна Гречишкина). А украла Царица ночи ключ не случайно – не понравилось ей, что колоратуры Олимпия выводит не хуже нее самой – непорядок, стало быть, необходимо конкурентку устранить.

Отыскать ключик и вновь завести Олимпию – вот благородная задача, которую решают артисты в спектакле Ильи Ильина, а вместе с ними – маленькие зрители, пришедшие в не менее сказочный и загадочный зал «Геликона». Ведь зал «Стравинский» с царским теремным крыльцом и футуристическими парящими «НЛО» под потолком – не способен не зачаровать! Ведет ребят через приключение хорошо им знакомый, одновременно мудрый и чудаковатый гном Оле Лукойе (Виталий Фомин) с двумя зонтами: черным – для непослушных малышей, и оранжевым, геликоновским – для тех, кто заслужил чудо-сказку. Ведь это именно он, герой Андерсена, пригласил малышей в оперную сказку, по лестнице-стремянке выбравшись на сцену из глубин оркестровой ямы!

Получается целое путешествие – увлекательное, с неожиданными поворотами сюжета. Ребята тут встречают чудных моцартовских человекоптиц Папагено (Георгий Екимов) и Папагену (Майя Барковская), мечтательную дворжакову Русалку (Анна Пегова) и огромного, но совсем не страшного Льва (Алексей Егоров) из оперы Лэмпа «Пирам и Фисба» с маленьким шпицем Мамбусей на поводке, миленьких и капризных россиниевских кошечек – Черную (Ольга Давыдова) и Белую (Елизавета Эбаноидзе), а также другой многочисленный сказочный народец – Человека «Задом наперед», Человека-гору, Девочку с шариками, Мамашу Доминанту, Вечно чихающего, Мышиного короля, солдат, клоунов, жителей города Там-там, охотников, русалок (во главе с их царицей – Ксенией Лисанской) и пр. (их воплощают артисты геликоновского хора – как всегда неимоверно мобильные, лихо лицедействующие и при этой отлично поющие).

Чудесные герои оперно-сказочной страны распевают прекрасные арии на русском языке – а между ними звучат инструментальные фрагменты, ладно иллюстрирующие динамичное действие – «Танец с саблями» из балета Хачатуряна «Гаянэ», номера из сюиты Сен-Санса «Карнавал животных», морские темы из «Садко» Римского-Корсакова, марш из прокофьевских «Апельсинов». Естественно в спектакле только живая музыка, живой звук – хотя солисты и слегка подзвучены, но поют в сопровождении театрального оркестра под управлением маэстро Михаила Егиазарьяна. Яркие костюмы и элементы декораций и реквизита собраны из множества спектаклей театра – оформление талантливых геликоновских художников Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой. Чудесный свет Дениса Енюкова и загадочные видеопроекции Александра Андронова завершают сказочную иллюзию, в которую охотно погружаются как маленькие, так и большие зрители.

«Несколько лет назад спектакль с таким названием шел в нашем театре, но это – даже не возобновление, а абсолютно новая работа, - говорит режиссер спектакля Илья Ильин. – Мы подготовили представление, использовав все технические возможности нового суперсовременного зала «Геликон-оперы». Надеюсь, наши юные зрители будут не только наблюдать, но и с удовольствием участвовать в этом интерактивном спектакле». Каждую субботу днем в течение всего сезона «Геликон» будет ждать в гости малышей, чтобы провести их сказочными оперными тропинками, чтобы начать приобщение к прекрасному и удивительному, яркому и выразительному, иногда непонятному, но вечно манящему миру Ее Величества Оперы.

"Музыкальная жизнь", № 10, 2017