Сверхзвуковой истребитель-перехватчик Су-15ТМ установлен на площади у проходной Новокузнецкого алюминиевого завода (Новокузнецк, Кемеровская область)
Многие советские самолёты были построены из алюминия, сделанного на НкАЗ, в том числе и эта машина.
Это Су-15ТМ - основной тип лёгких перехватчиков ПВО СССР в 1970-х и первой половине 1980-х годов.
До него были Су-9 и Су-11, после - Су-27.
Параллельно с Су-15 эксплуатировались более тяжёлые и скоростные МиГ-25, а в дальнейшем и МиГ-31.
Разработка нового самолёта началась в начале 1960-х годов.
Советскому Союзу требовался самолёт, способный перехватывать воздушные цели на высокой скорости и/или большой высоте.
При этом самолёт должен был быть относительно простым для массового производства и обучения лётчиков.
Задачей новой машины было постоянное прикрытие воздушных границ СССР с соседними странами.
Шагом вперёд, по сравнению с Су-9, стало использование двух двигателей.
Такая схема была более надёжна, а скорость и грузоподъёмность машины существенно возросли.
Самолёт наводился с земли по целеуказанию наземного комплекса автоматизированного наведения «Воздух-1» вплоть до захвата цели бортовой РЛС.
В дальнейшем выполнялся пуск ракеты по цели.
Как вариант, могли использоваться ракеты "воздух-воздух" с инфракрасной головкой самонаведения.
У самолёта было шесть точек подвески.
Четыре использовались для ракет - по две штуки Р-98М (средняя дальность) и Р-60М (ближний бой).
Ещё два пилона использовались для подвесных топливных баков. Вместо ПТБ самолёт мог нести две бомбы ФАБ-250. Или два пушечных контейнера УПК-23-250 (23-м пушка ГШ-23Л с 250 снарядами). Допускалась подвеска туда же пары блоков НАР С-5 или С-24.
За время службы Су-15 выполнили несколько настоящих боевых перехватов с атаками реальных нарушителей.
В том числе, 20 апреля 1978 года был принуждён к посадке корейский Boeing 707, который совершая пассажирский рейс KE902 Париж-Анкоридж-Сеул, серьёзно нарушил границы воздушного пространства СССР.
Причина нарушения - отказ гироскопического полукомпаса или ошибка экипажа в расчёте магнитного склонения в районе северного магнитного полюса.
На перехват нарушителя с аэродрома Африканда подняли несколько истребителей Су-15.
Нарушитель был опознан, как пассажирский самолёт, но отказался следовать командам перехватчиков, принуждавших его к посадке на советском аэродроме.
По команде с земли Боинг был обстрелян ракетами и пушками, получил повреждения и сел на вынужденную посадку на замёрзшее озеро Корпиярви.
Два пассажира погибло, остальные 107 человек на борту выжили.
18 июля 1981 года в районе Иранской границы на территорию СССР вторгся аргентинский транспортный самолёт CL-44.
Перехват осуществлялся несколькими Су-15.
В результате непрофессиональных действий командования советских войск ПВО самолёты израсходовали горючее и не смогли атаковать нарушителя.
Последний же поднятый Су-15 слишком близко подошёл к транспортнику и не мог использовать ракеты.
Пришлось таранить.
Оба самолёта упали на советской территории в нескольких километрах от границы.
Экипаж CL-44 погиб (4 человека), советский пилот выжил и за свой подвиг был награждён орденом Красного Знамени.
Самый известный эпизод с участием Су-15 произошёл на Дальнем Востоке 1 сентября 1983 года.
До сих пор нет признанной всеми версии почему огромный пассажирский Boeing 747 авиакомпании Korean Airlines (той же, что и в эпизоде 1978 года), летевший из Нью-Йорка через Анкоридж в Сеул, оказался над территорией СССР.
Самолёт пролетел над секретными военными зонами на Камчатке и Сахалине и был сбит на выходе из советского воздушного пространства.
По официальным данным погибло 269 человек.
Есть две основные версии произошедшего.
Первая - это провокация спецслужб США, которые хотели проверить готовность советской ПВО к отражению нападения со стороны Тихого океана, вскрыть месторасположение и частоты работы РЛС ПВО, а так же проконтролировать время и способность к принятию решений по защите этого района.
Вторая версия - невероятная безалаберность пилотов Боинга, которые спрямили свой маршрут на тысячу километров, пролетев по прямой, вместо дуги через Тихий океан и Японию.
В пользу первой версии говорит необычайная активность американских разведывательных самолётов и спутников именно в этом районе и именно в это время.
В любом случае, пассажирский самолёт был сбит перехватчиком Су-15ТМ под управлением майора Геннадия Осиповича.
В 1994 году все Российские перехватчики Су-15 были выведены из эксплуатации (украинские в 1996).