.
Может ли мир быть только проекцией моего сознания, иллюзией, принявшей внешние очертания, если говорить о философском солипсизме? Возможно ли это? Сложность ответа состоит в том, что когда я воспринимаю мир, размышляю о нем, воспроизвожу его образ в точке какого либо пространства, пейзажа, или воспоминания, я не могу этого делать не думая о моем месте в мире, которое я занимаю, из которого я и пытаюсь воспринять этот мир, что невозможно сделать без поля некоего предшествующего моему, взгляда , в котором всегда окажется скрытой загадка некоей иной проекции , благодаря которой возникает и проекция моего сознания. Иными словами, мое я невозможно - без предшествующего мне Другого (и значит и другого я). Даже когда художник пишет природный пейзаж, он пишет образ человека.Что бы мир стал только иллюзией - нужно перестать обладать местом в нем, ибо выйти за пределы мира и значило бы выйти за пределы моего места в нем, которое никогда не возникло бы вне поля межчеловеческих отношений. С этой точки зрения мир невозможно назвать только иллюзией моего я, только проекцией моего сознания.
Мир это проекция иного, предшествующего мне сознания, в поле которого возникает и мое сознание, в свете которого возникает мое видение мира, наконец, в лучах которого и рождается мое я.Значит мир не может быть только иллюзией моего воображения. Хотя, внешний мир не может быть и объективной реальностью, чем то независящим от моего взгляда. Вечная проблематичность философского солипсизма - состоит в его некоторой невозможности.