Про гибкость в общении многие говорят , но не все могут объяснить что это такое. В продолжение предыдущего материала об ассертивности повеления хочу поподробнее остановиться на одной из составляющих.
Наше социальное поведение многообразно. У каждого человека не один десяток ролей, которые он играет в обществе. Мама, дочь, супруга, педагог, писатель, покупатель, соучредитель бизнеса, ученик, пациент – все это могут быть роли одного человека. И очень важно не запутаться в этом ролевом репертуаре и реализовывать именно ту роль, которая адекватна социальному контексту.
- Женщина – руководитель и вернувшись домой продолжает раздавать указания и инструкции, вместо того чтобы быть женой и мамой.
- Молодой человек на работе общается с коллегами как с приятелями, делясь многочисленными историями из личной жизни и игнорируя сроки реализации рабочих задач.
Это примеры трудности переключения с одной социальной роли на другую. Такое происходит из-за слабой осознанности поведения, когда мы застревает в более эмоционально значимой для нас роли. Или по причине низкого социального интеллекта, а именно неразвитой способности переключать роли в силу непонимания разницы между ролями или контекстами.
Здесь же стоит отметить еще одно проявление ассертивного поведения – баланс между стремлением к домированию и конформистской готовностью принимать желания других. Умение использовать обе эти тактики лежит в основе эффективных коммуникаций, как личных, так и рабочих.
Доминирование включает:
- Лидерство: Готовность стимулировать окружающих на действие, брать инициативу в свои руки и нести персональную ответственность как за успехи, так и за неудачи.
- Конкурентность: Готовность отстаивать свое мнение даже при недостатке поддержки. Иногда возможно агрессивно. Очень важное качество для руководителей и продавцов всех уровней.
Конформистские проявления в поведении:
- Коллективизм: Желание взаимодействовать с коллегами для достижения общих результатов и готовность сохранять продуктивные отношения. При этом работать над отдельной задачей человек может предпочитать в одиночку. Одно другому не противоречит.
- Подчиняемость: Способность работать и взаимодействовать по правилам и регламентам. Это вопрос управляемости.
Как вы видите, среди указанных нет «плохих /хороших» параметров общения. Они все важны. И именно их баланс делает наше поведение гармоничным.
Ассертивный человек это не тот, кто всегда действует одинаково «хорошо». А тот, кто проявляет поведенческую гибкость и учитывает особенности конкретной ситуации. Я знаю множество примеров ассертивных людей. Есть руководители очень высокого уровня, которые могут и кулаком по столу стукнуть, и проявить отцовскую заботу, и не ввязываться в эмоциональную провокацию конфликта.
Но не стоит путать ролевую гибкость с «бесхребетность», отсутствием своего вектора поведения. Ассертивное поведение как раз отличается четким осознанием, ЧТО человек хочет получить в результате: эмоции, опыт или финансовые выгоды. И именно ради достижения желаемой цели он готов подстраиваться под обстоятельства и менее гибких людей.
Важно помнить, что любое общение ограничено по времени, а вот достижение личных целей греет душу значительно дольше. Поэтому у ассертивного человека после выхода даже из неприятного общения нет самоуничижения и чувства вины.
В то же время неуверенный в себе человек просто подчиняется требованиям или манипуляциям других людей. Он готов отказаться от своих интересов. Но предательство себя обходится нам очень дорого. Период страданий по поводу «а как нужно было сказать и сделать» может растянуться на несколько дней ли даже часов. И самое печальное, что такое смирение перед обстоятельствами становится частью личностных приоритетов. А страхи, хронический стресс и постоянное чувство вины – идеальная среда для формирования и развития множества психосоматических симптомов.
В 2013 году основатель авиакомпании Virgin Airlines, британский миллиардер Ричард Брэнсон поработал стюардессой на рейсе своего конкурента после проигранного пари.
Миллиардер выполнял обязанности стюардессы на рейсе авиакомпании AirAsia, принадлежащей малайзийскому бизнесмену Тони Фернандесу. На протяжении шести часов полета из Австралии в Малайзию Брэнсон подавал напитки и еду, а также извещал пассажиров о взлете, посадке и высоте полета. Для этого магнату пришлось одеться в юбку и блузку, а также побрить ноги и накрасить губы.
Но это было не просто развлечение, а благотворительное мероприятие. Часть денег, вырученных от продажи билетов на этот рейс, были переданы благотворительному фонду.
Считаете, что подобный поступок разрушил репутацию миллиардера? Отнюдь! Этим шагом он привлек к себе внимание множества новых людей.
Что цепляет публику в этом, казалось бы, эпатажном поступке? Один из факторов – именно ассертивного поведения Брэнсона и его ролевая гибкость. Ассертивность привлекательна! Нам интересны люди, которые не бояться иногда, быть смешными или проявлять слабость. Мы видим, что они настоящие, сильные и уверенные в себе. А их реальные достижения доказывают, что они сильные и уверенные люди.
В чем риски «застревания» в одной из социальных ролей?
Фиксация на одной или двух социальных ролях или нарушение баланса доминирование/ конформизм значительно сужают выбор способов реагирования и существенно затрудняет общение. Для того чтобы получить нужный эффект окружающим требуется несколько больше усилий со стороны близких, руководителя или коллег.
Фиксация на полюсе "Доминирование" проявляется в виде установок типа «Есть мое мнение и не правильное» и сочетается с полным пренебрежением интересов окружающих.
Полная противоположность – гиперконформизм. Это полный отказ от собственных интересов, самостоятельных решений и нивелирование своего вклада в общий успех. Их жизненное кредо «Другим виднее. Так получилось. Так сложились обстоятельства».
Конечно, есть много людей, которые живут и без социальной гибкости и вполне счастливы. Но любая их крайностей значительно ограничивает их эффективность при общении и требует от окружающих больших усилий. Не экологично! ))
Хорошая новость в том, что ролевая гибкость поддается развитию!
- Тренируйте осознанность.
- Анализируйте свое поведение
- Расширяйте свой поведенческий репертуар.
Можно использовать технику «социальный гардероб» : П. 5. После выхода из контекста обязательно снимите виртуальный костюм.
То есть, какую бы вы не играли роль, нужно всегда возвращаться к самому себе. И помнить, ради чего вы все это делаете.
Душевного и телесного благополучия вам!