Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
С появлением шасси ГАЗ-53А на нём стали устанавливаться специальное оборудование повышенной грузоподъёмности. Краткий обзор особенностей автомобиля-цистерны для нефтепродуктов модели ГАЗ 4,2-53А сделан в настоящей публикации.
Историческая справка.
В СССР заводы различных министерств могли изготавливать одинаковую специальную автомобильную технику, которая требовалась в регионе расположения завода. Почти одновременно, в 67-м году, освоили изготовление автоцистерн модели 806 на шасси ГАЗ-53А завод спецавтомобилей в Грабово (Пензенская область) и Сокулукский завод торгмаш (Киргизская АССР).
Сначала цистерна устанавливалась на ГАЗ-53А, а с 83-го года на модернизированный вариант — ГАЗ-53-12. При модернизации были учтены замечания, полученные от испытателей и эксплуатационников, что позволило усилить «слабые» узлы и повысить ресурс и грузоподъёмность автомобиля до 4,5 т, а так же увеличить скорость на дороге с покрытием до 90 км/час.
Позднее освоил 806-ю модель ремонтный завод в г. Хмельницкий (Украинская АССР). Он обеспечивал автоцистернами южные районы Европейской части Союза. Шасси из Горького на заводы спецтехники поступали «своим ходом», железнодорожным транспортом или речными судами.
Назначение и технические возможности.
Автоцистерна предназначалась для транспортировки нефтепродуктов с удельным весом не выше 0,86 т/м3, допускалось не продолжительное хранение в ней перевозимого груза. Самовсасывающий насос, которым оснащалась цистерна, позволял закачивать, выкачивать и перемешивать жидкость в цистерне. Автомобиль мог быть насосной станцией, перемещая жидкость, без попадания её цистерну. Заполнение автоцистерны и слив жидкости из неё мог осуществляться самотёком.
Цистерна имела объём 4,2 м3 и являлась мерной ёмкостью, так как на заводе проходила калибровку. Насос СЦЛ-00 имел привод от двигателя автомобиля посредством КОМ и карданной передачи. Он мог перекачивать 0,5 м3 жидкости за 1800 оборотов в минуту. Включение насоса осуществлялось из кабины. Время заполнения и опорожнения цистерны насосом не превышало 10 мин. Самотёком цистерна освобождалась за 17 минут.
Конструктивные особенности.
- В соответствии с требованиями к перевозчику опасного груза, выхлопная труба двигателя выводилась под передний бампер. Автомобиль оснащался огнетушителем, стационарным заземляющим устройством в виде клина с кабелем и транспортным – цепочка.
- Цистерна эллиптического сечения имела одну секцию. Её обечайки изготавливались из листового проката толщиной 3 мм, а донышки и внутренние перегородки имели толщину 4 мм. Внутренняя поверхность цистерны имела цинковое покрытие, что способствовало сохранению качества перевозимого топлива. Цистерна имела рамную конструкцию.
- Верхняя горловина была снабжена крышкой с люком для заполнения топлива в условиях нефтебазы. Люк в транспортном положении запирался, имелась возможность установки пломбы. На крышке люка размещался дыхательный клапан, патрубок выпуска воздуха и указатель уровня реечного типа.
- Отстойник для сбора механических примесей располагался в нижней задней части цистерны.
- По бокам цистерны, для транспортировки двух сливных шлангов длиной 3 метра и диаметром 65 мм, располагались пеналы, закрываемые крышками.
- В задней части цистерны располагался отсек для шанцевого инструмента и принадлежностей. Он закрывался двумя дверками, имеющими форму половины эллипса, с общей осью вращения, расположенной посредине.
- Трубопроводы всасывания и нагнетания имели внутренний диаметр 70 мм, выводились на левую сторону и закрывались крышками с цепочками для исключения потери. Здесь же располагались маховики запорной арматуры.
- Для обслуживания горловины имелась лестница и площадка. Запасное колесо располагалось между кабиной и цистерной на специальном держателе.
Область применения.
Автомобиль-цистерна ГАЗ 4,2-53А применялась для перевозки светлых нефтепродуктов и других жидкостей с нефтебаз к заправочным пунктам сельскохозяйственных и автотранспортных предприятий. В экстренных случаях могла применяться для перекачивания воды при тушении пожаров.
Выпуск цистерны 806-й модели продолжался до начала 90-х годов. Простота конструкции, неприхотливость, ремонтопригодность и надёжность стали основными критериями при оценке этого автомобиля эксплуатационниками.
Об автоцистерне для перевозки керосина читайте здесь.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.