Найти тему

Трудные ситуации, нестандартные ходы и перемена ролей

Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков
Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков

Кроме сложностей, которые необходимо делать плавными, достоверными и с естественным разрешением, главного героя необходимо помещать во все более трудные жизненные ситуации. В отличие от сложностей они грозят ему своей фатальностью и необратимостью.

Для того, чтобы попрактиковаться в создании подобных коллизий, можно взять, например, самоубийцу, который уже спрыгнул с крыши небоскреба, но в полете вдруг понял, что жизнь хороша, и он не хочет умирать. И вот, когда герою придется выпутываться из подобной ситуации, ему надо будет найти весьма нетривиальное решение, стоящее этой коллизии.  

    Надо не забывать, что нередко решение приходит откуда-то сбоку, из неозвученных предложений, которые оказываются весьма существенными. В случае с гипотетическим самоубийцей — можно допустить, например, что на 70-ом этаже располагается фирма, продающая спасательные плавсредства. Именно в этот момент они решили испытать самонадувающийся плот, проверяя успеет ли он раскрыться, пока пролетит семьдесят этажей…

Очевидно, что наш самоубийца должен упасть прямо на него. При этом произойдет это именно тогда, когда плот будет стоять, и надувные бока спружинят, принимая удар человеческого тела, и откинут дурня на ближайший газон.

    Далее стоит перейти к парадоксальному варианту решения ситуации. От «боковых» решений оно отличается большей изобретательностью, которая требуется от автора. В данном конкретном случае это может быть антенный кабель, протянутый между домами немного ниже крыши здания. Несостоявшийся самоубийца автоматически хватается за него. Кабель обрывается под его весом, и тот как Тарзан по длинной дуге на обрывке провода влетает в окно на 89-ом этаже. Там главный герой в осколках стекла падает на ковер, после чего ему предстоит познакомиться с весьма удивленным владельцем офиса, в который он так удачно зашел и, возможно, оплатить ему ремонт.

    Выбор дальнейших действий зависит исключительно от фантазии писателя. Вообще, при переборе возможных вариантов развития событий и действий персонажа стоит поработать как следует, чтобы найти не только очевидные ходы, но и те, что ошеломят читателя, доставив ему ощущение новизны и нетривиальности происходящих событий.

    Или, допустим, банда скинхедов решила ограбить едущий автобус с иностранными туристами. Как вариант, они могут прострелить ему колеса, попытаться напугать водителя гранатометом, заставив остановиться, или, ради «прикола», пойти на абордаж. Последнее отнюдь не разумно, однако, по сути оно парадоксально и нетривиально, что полезно для произведения, поскольку предлагает читателю нечто неожиданное.

    Разумеется, подобные нетривиальные сюжетные ходы должны соответствовать персонажам, выявляя движущие силы интриги. В идеальном случае, они должны предлагать практически такие же неожиданные ответные действия.

    При прописывании характеров персонажей с помощью их поступков, автор задает определенный тон для каждого из них. Один герой приятен, другой не нравится, один веселый и доброжелательный, а второй — злобный дурак, нападающий на людей… Именно в этом случае надо не раз и не два «взвесить» качества каждого отдельного персонажа. Даже если книга пишется легко, не стоит торопиться, а лучше снова и снова просмотреть поступки каждого из фигурантов.

    Это отнюдь не зряшная потеря времени. Ведь нередко происходит так, что даже «одномерные» герои вдруг изменяются словно по волшебству. Писатель регулярно предлагает своим героям ситуации, связанные с выбором, а это такая вещь, при которой даже отъявленный дурак способен сделать нечто нетривиальное. Причем, сделав это, он даже не может объяснить, почему так поступил, да и не понимает мотива своих поступков.

    Эти странные поступки и спонтанные решения весьма уместны и необходимы. Ведь поступать нелогично весьма свойственно человеку. Кроме того, они получаются достоверными, так как, будучи выше житейской практичности, сами формируют новую реальность, и читатели рассчитывают на них. Наконец, они позволяют проявиться глубинным качествам персонажей, работая на обновление сюжетной линии произведения.

    Конечно, и здесь нужна мера. В случае, когда негодяю попадает в руки чемодан с деньгами, вряд ли он пойдет их тратить на помощь бедным. Но вполне может случиться так, что, прожив некоторое время в роскоши и богатстве, он вспомнит свое трудное детство. А потом возьмет, да и потратит деньги на создание детской футбольной команды… Просто потому, что ему так хотелось в детстве играть в футбол, а возможности такой не было.

    В общем, осложняя ситуацию вокруг персонажей и заставляя их делать выбор, надо помнить, что это очень эффективная возможность заставить своих героев проявить свою суть, уйдя от их одномерности, заданной в начале книги. Этот полезный прием стоит использовать при написании произведения хотя бы для того, чтобы стать мастером романного психологизма и знатоком человеческих душ.    

Кроме того, такая работа не пройдет даром при преодолении собственных проблем, с которыми автору неизбежно придется столкнуться и разобраться, чтобы достичь достоверности в произведении. Пользуясь случаем, так можно выбрать наиболее верную линию поведения и самосовершенствования.