Найти тему
Наша Психология

Правда ли, что настоящая любовь «живет» только три года

Это миф, имеющий под собой сразу несколько оснований. Поверье, что любовь – явление краткосрочное, как и многочисленные попытки выделить критерии «настоящей» любви, связаны с двумя социально-культурными феноменами: невероятно раздутой значимостью романтических отношений и довольно низкой психологической культурой населения.

«Любви все время мы ждем, как чуда» – и делаем это не просто так, а под мощнейшим влиянием социума, представляющего романтические гетеросексуальные отношения не просто нормой, но и, в общем, мерилом социальной успешности и счастья. Классическая и современная литература, кинематограф, даже детская мультипликация насквозь пронизаны идеей, что любовь – едва ли не единственная цель и ценность, ради которой стоит писать стихи, совершать подвиги и вообще жить. Любые другие пути самореализации – крепкая дружба, профессиональный успех, научные открытия – подаются как нечто второстепенное, призванное куда-то приложить, или, выражаясь фрейдовским языком, сублимировать нерастраченную энергию в отсутствие любви.

Этот фон весьма специфическим образом накладывается на довольно низкую грамотность среднестатистического гражданина в сфере рефлексии собственных чувств и отношений. Психологические словари определяют любовь как «высокую степень эмоционально положительного отношения, помещающего его объект в центр жизненных потребностей субъекта».

В обыденном общении словом «любовь» часто обозначают сразу целую гамму чувств: симпатию, интерес, доверие, влечение, уважение и т. д. – не особенно различая их границы. Такое упрощение сказывается и на внутренних ощущениях: способность разбираться в тонкостях собственных или чужих эмоций либо утрачивается, либо не развивается вовсе. В итоге за любовь может приниматься все, что угодно: от глубокой признательности до созависимости и «стокгольмского синдрома».

Получается, что человек, с одной стороны, нацелен на поиск «той самой» любви, а с другой – готов «разглядеть» ее в любом мало-мальски взаимном интересе к другому человеку. Подобный интерес нередко держится на эффекте новизны, который угасает в среднем через те самые три года плотного общения – отсюда и миф о кратковременности «настоящих» романтических чувств.

Тем не менее многим парам удается сохранить крепкую привязанность на протяжении долгих лет, хотя ее основа и меняется: например, с физического влечения на психологическую совместимость и затем – обоюдное уважение. Главное, чтобы эти отношения повышали, а не понижали субъективное качество жизни их участников – а называются ли они при этом «настоящей любовью», пожалуй, не так уж и важно.

Автор: Наталья Ульянова, кандидат психологических наук, педагог-психолог, игротерапевт