Советский автопром - тема для бесконечных дискуссий. Одни считают его лучшим, возводя в культ простоту и ремонтопригодность, другие ругают за вторичность и примитивизм - мол массовых моделей наперечет, да и те, в большинстве своем, представляют собой прямые или косвенные заимствования западных достижений.
Споры затихают лишь когда дело доходит до вездеходов. В стране, где вместо дорог часто есть лишь направления, а понятия "зимник" (временная дорога, "слепленная" из утрамбованного снега) и ледовая переправа прописаны в законодательстве, просто не могло не появиться таких машин.
В авангарде техники, созданной для самых суровых условий, стоял завод ЗИЛ и конструктор, под руководством которого рождались самые необычные вездеходы - Виталий Андреевич Грачёв. Именно он создал десятки самых ярких и оригинальных конструкций, многие из которых стоят на службе военных и спасателей до сих пор.
Но одно дело серийные машины, другое дело прототипы, созданные в единственном экземпляре. Именно они, представляя собой особенную историческую ценность, зачастую просто уничтожались и распиливались на металл. Были и те, о которых просто забывали - никому не нужные вездеходы просто гнили под открытым небом.
Одним из таких и был ЗИЛ Э-167. Я помню его вид полтора десятилетия назад - тогда не верилось, что облезший кузов разможженный упавшим деревом вообще можно восстановить. Но в Государственном Военно-Техническом музее машину, как и десяток других, не менее необычных вездеходов, спасли.
На ход не поставили, но починили кузов и покрасили, вернув красавцам родные ливреи и поставив на подставки, чтобы не просаживались подвески и не сминались родные колеса. Сегодня эти вездеходы может увидеть любой желающий, Военно-Технический музей расположенный в подмосковной Чернологовке работает ежедневно.