Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определённости, ни постоянства.
Будда Шакьямуни.
Несколько лет назад в очередной раз пробовал освоить медитацию и сделать её частью повседневной жизни. Среди моря информации больше всего запомнилась книга Ларри Розенберга "Секреты медитативного дыхания". В ней увлекательно и дельно рассказывалось о буддизме вообще и о медитативных практиках в частности. Медитация так и осталась для меня недоступным удовольствием, похожим на ежедневные утренние пробежки, которыми я много раз начинал заниматься и постоянно бросал. Видимо, просто не моё.
Но сейчас, размышляя о смерти и о моей нетерпимости к ней, вдруг вспомнил о необычной буддийской практике из книги. Монахи днями медитировали на трупы в разной степени разложения. Даже описание звучит отвратительно, но я решил освежить память в надежде помочь себе разобраться в отношениях со смертью.
Суть практики
Из интернета узнал, что у практики несколько вариаций. В медитации, описанной Розенбергом, человек должен созерцать труп, который ещё несколько часов назад был живым, и постепенно, переходя по стадиям разложения, дойти до созерцания костей и праха.
В другом варианте медитирующий смотрел на индийские погребальные костры, в итоге он должен был увидеть себя, сгорающим в огне.
Можно обойтись без сторонних трупов и их разглядывания, а медитировать на свой исчезающий образ. Представлять, что собственное тело пожирается внутренним огнем, или увидеть себя скелетом, грудой костей.
Цель практики
Как и многие буддийские практики, медитация на трупы должна помочь осознать иллюзорность и изменчивость идей, мира, вещей, наших представлений о них. Понять бессмысленность и нелепость нашей привязанности к выдуманному образу "Я" и телу, которое мы считаем своим.
Мы боимся смерть, потому что она отнимет у нас наше Эго, тело, материальный мир, бытие. Всю жизнь люди мечутся в погоне за непостоянными ценностями, которые обречены на исчезновение. Смерть – венец и единственно возможный итог любого существования. Закон бытия и часть Жизни.
Но мы идеализируем наше тело, привязываемся к его молодости, красоте и здоровью. Затем страдаем, сталкиваясь с увяданием и болезнями. А мысль об обязательной смерти и разложении этого прекрасного тела приводит в ужас.
Медитация на Смерть помогает избавиться от подобного ужаса, приучить к мысли, что смерть естественна, неизбежна и может наступить в любой момент. Ведь на всем вокруг лежит её печать с самого рождения. В идеале медитативная практика освобождает человека от Эго, от представлений о себе и отождествления с телесной оболочкой, но я лично не могу даже вообразить, как такое выглядит.
В любом случае после нескольких месяцев медитации человек должен проникнуться мыслью о собственной смертности. Перестать идеализировать свое тело, принять как данность его увядание и болезни, тем самым избавив себя от массы душевных страданий. Начать больше ценить жизнь, но при этом, конечно, еще глубже осознать иллюзорность, обманчивость этой жизни и не привязываться к ней и вещам. Очень-очень сложно для моего западного ума такое понять.
Весь секрет существования заключается в избавлении от страхов. Не бойся того, что с тобой будет, твоё будущее от этого не изменится, зато настоящее станет спокойным.
Будда Шакьямуни
Мой опыт
Розенберг предупредил, что практика бывает вредной и опасной для неподготовленного человека. Она может вызвать депрессию, отвращение к собственному смертному телу и даже привести к мыслям о самоубийстве. Поэтому я тщательно прислушивался к себе.
Честно начал с трупов. Запрос в Яндексе выдал бесконечное множество мертвых тел, скелетов, костей. Но после нескольких попыток понял, что мое сознание активно протестует против таких образов. Кроме омерзения, тоски и глубокого расстройства, не испытывал ничего.
Решил представлять себя скелетом и мир, в котором меня нет. Дело пошло лучше. Мне, конечно, было меня жаль и очень печально, что я исчез, а остальные продолжают спокойно жить. В волю наиронизировавшись над собой, сделал вывод, что такие мысли не примиряют меня со смертью, но зато заставляют проще относиться к вещам и событиям. В масштабе всей жизни большинство достижений и неудач кажутся мелкими и проходящими. Так что этот приём взял на вооружение.
В книге еще упоминается практика созерцания увядающих цветов. Цветок - эдакий лайт-вариант человеческого трупа. Цветов на такое дело не напасешься, зато вокруг полно деревьев, которые вот-вот начнут активно сбрасывать листья. Буду медитировать на них. Хотя уже сейчас понимаю, что это полумера и самообман.
Подытожу. Вынужден признать, что не выдержал прямого взгляда на Смерть. Не могу пристально и долго смотреть на умерших людей, не то что систематически медитировать на них. Я все так же привязан к телу и к жизни, все так же считаю смерть врагом и чем-то, происходящим с другими, но не со мной. Решил было постоянно говорить себе: "Ты можешь умереть в любой момент, вот прямо сейчас или через пару часов. Тебя не станет.". Это, конечно, бодрит, но я себе не верю. Сознание привыкло к мысли о своей вечности.