Джованни Джусто – венецианец, знающий свой род с 12 века, когда Венеция была ещё столицей Республики Серениссимы (Светлейшей). Слово “джусто” в переводе с итальянского означает “справедливый, правильный”. Его прапрадед и полный тёзка был “правой рукой” дожа острова Лидо и Венецианской лагуны, и именно он отправил на дно корабль Наполеона. Джованни Джусто, как и его предок, служит сегодня на благо родного города. В мэрии Венеции у него, наверное, самая необычная должность – доверенное лицо мэра города по защите традиций Венеции. Мы познакомились после завершения Венецианского карнавала, который для Джусто – одно из самых важных событий года.
Я сразу обратила внимание на брошь в виде золотого льва (символ Венеции) на его плаще. Патриот!
- Синьор Джованни, у вас интересная должность – хранитель традиций Венеции. Что вы делаете, чтобы их сохранить?
- Да, на меня возложена специальная, неординарная ответственность, потому что Венеция – фантастическая, манящая, великолепная, нуждается в особой заботе. Она была такой тысячу лет назад, она таковой остаётся и мы должны её сохранить для потомков. В марте этого года Венеция отпраздновала 1598 лет своей славной истории и культурного наследия. Наш город нельзя подчинить никакой логике, её можно понять только сердцем. Шедевры архитектуры возведены там, где нельзя строить - на воде. Венеция – город-корабль. Сотни лет здесь формировались особые ремесла. Наш долг – достойно продолжать эти традиции.
- Как давно вы этим занимаетесь?
- Это задание можно назвать политическим, мне его доверил мэр Венеции Луиджи Бруньяро. Но я могу сказать, что посвятил всю свою жизнь возрождению живых и значимых традиций города, реставрации зданий. Мы с вами находимся на самой красивой в мире площади - Сан Марко. Все дворцы здесь отделаны специальным белым мрамором с хорватского острова Истрия, который когда-то был частью Венецианской республики. Это единственный в мире камень, устойчивый к агрессивной солёной воде. Тысячу лет назад мраморное месторождение на Истрии было полностью выработано, нам остаётся только поддерживать здания в первозданном виде. Мы постоянно изучаем древние манускрипты и открываем много того, что было скрыто веками.
- Какие венецианские традиции вы считаете самыми важными?
- В первую очередь – система гребли (по-итальянски - “вОга” - авт.,). Венецианская Вога всему миру известна по гондольерам, но – это всего лишь одна категория гребцов. Понятно, что нет ни одного венецианца, который мог бы прожить без лодки. Развивать гребной спорт - значит уважать город, который задумывался и строился для жизни на воде. Искусство строить лодки мы тоже передаём от отца к сыну, без потери качества. Карнавал – тоже одна из популярнейших традиций, он начался в 1094 году, и будет всегда, покуда жива Венеция.
- Однако “праздник 12 Марий” появился всего лишь 20 лет назад...
- Выбирать самую умную и красивую венецианку в рамках карнавала – древний обычай, и он был возрожден, как раз благодаря нашей службе. В этом году мы возродили несколько утраченных традиций. Например, к нам вернулись “ночные синьоры” – специальные агенты, которые защищают покой венецианцев в тёмное время суток. Можете себе представить – полторы тысячи лет назад не было такого освещения, как сейчас, и покой города обеспечивали супергерои, такие как Человек-паук, Бэтмэн, Супермен, но наши - венецианские. Ночные синьоры владели особым искусством обороны, и бандиты старались не высовываться.
- Конкурс на лучшую Марию показал, что в Венеции проживает немало молодых красавиц. То есть не перевелись ещё венецианцы?
- В том, что говорят и пишут, есть большая доза вранья. Венецианцы любят свой город, но реальность такова, что в нём становится с каждым днём всё тяжелее жить. Венецию захватили туристы. Уровень туризма резко снизился. Он стал грубым и агрессивным. Массы приезжают в Венецию не за культурой и искусством, а – поразвлечься, не тратя денег. Раньше гости оставались на несколько дней, вливались в повседневную жизнь города, чтобы понять его изнутри, спокойно и размеренно. В Венеции не осталось магазинов для местных, все они трансформировались в сервис под нужды туриста-однодневки. Всё забито барахлом по дешевой цене и низкого качества. Дома превращены в “бэдэндбрэкфесты”, дворцы - в гостиницы. Наши традиции: ремесла, кулинария, уклад жизни – под угрозой! Если мы поддадимся сильному спросу на услуги массового характера, то в корне изменим и потеряем Венецию, разрушим преемственность. Мы собираемся это приостановить…
- С помощью налога?
- Это не налог – а небольшой вклад. Всего 3 евро на одного человека. Надеемся, что это послужит сдерживающим фактором для туристов-однодневок - тех, кто приезжает в дневное время со своими бутербродами и напитками, бросают пакеты и бутылки там, где поели. Венеция не выдерживает такой жесткой эксплуатации. Местные жители оплачивают из своего кармана вывоз мусора и уборку. Эти услуги здесь намного дороже в силу особых условий - всё вывозится водным путем. Мы устраиваем акции с гондольерами-дайвингистами по очистке каналов. В прошлом году они подняли со дна и вывезли полторы тонны отходов.
- Как будет происходить оплата этих 3 евро?
- Вы даже не заметите, автоматически. Эти деньги вы обнаружите в квитанции при покупке билета на поезд, самолет, пароход и даже в такси. Мы создали специальную накопительную кассу, куда будут стекаться эти доходы. Они пойдут напрямую на содержание города и наведение порядка. Ты приходишь на обед ко мне в гости, а потом я помогаю тебе мыть посуду. Гости должны вести себя так.
- Платить нужно единожды?
- Каждый раз при въезде в город. Если ты ночуешь на территории Венеции, то – больше не платишь.
- Жителей Италии это тоже коснётся?
- Резиденты области Венето, живущие на территории бывшей Светлейшей Республики от этого налога освобождаются – достаточно при покупке билета показать документ с пропиской. Граждане Италии и резиденты других итальянских регионов оплачивают 3 евро, как и иностранные гости. Три евро – это две чашки кофе, но сложенные вместе - от тысяч туристов, они превратятся в сумму, очень важную для того, чтбы гарантировать гостям чистоту и порядок. Венеция выстояла, не смотря на все катаклизмы и не должна погибнуть от нашествия гостей. Она должна оставаться бессмертной.
- Джованни, вы венецианец в каком поколении?
- Мой род ведёт отсчёт с 1120 года (12 век). То есть уже 900 лет! Подумать только! Мой предок, мой полный тёзка Джованни Джусто служил главным инспектором острова Лидо и лагуны, правой рукой дожа. Он знаменит тем, что защищал лагуну от нашествия Наполеона, отправив на дно судно французов “Либератор Италии”. В честь деда-героя называют всех мальчиков в нашем роду, в том числе и меня.
- У вас большая семья?
- Сейчас нас порядка 60 потомков. Большинство так и проживают в Венеции, некоторые, правда, уехали по работе за границу, но родной город не забывают.
- В прошлом году Венецию снова затопило. Высокая вода поднялась до 160 см. Как защитить город от природных катаклизмов?
- Надеемся закончить проект MOSE (итал. Modulo Sperimentale Elettromeccanico) - экспериментальный электромеханический модуль, предназначенный для защиты от наводнений. В него уже вложено пять миллиардов евро, которые выделило государство, приняв специальный закон о защите Венеции.
- Венецианцы говорят, что эти деньги выброшены на ветер.
- Согласен, но назад дороги нет, нужно закончить, осталось немного, уже монтируют ворота. Эта штука гигантская, мы вложили в неё столько сил! Всю свою кровь! Надеемся, что она-таки заработает в течение ближайшей пары лет. Однако есть нюанс - обслуживать эту МОЗЕ еще дороже, чем строить.
Записала Катерина Мигулина,
фото автора и из архива Джованни Джусто
Текст опубликован с сокращениями в газете "Аргументы и Факты. Европа", в августе 2019
Читайте также:
Мэр Венеции стал президентом Эрмитажа в Италии и ждёт мира от нового президента Украины
Марией 2019 года стала Снегурочка или“Русский след” венецианского карнавала