Найти тему

Правила смерти Николая Старообрядцева

«Харон перевозит души через реку Стикс», (Литовченко А. Д., 1861), «Николай Старообрядцев с суковатою палкой», (Д. Прохорова, 2019), коллаж Русский Динозавр, 2019.
«Харон перевозит души через реку Стикс», (Литовченко А. Д., 1861), «Николай Старообрядцев с суковатою палкой», (Д. Прохорова, 2019), коллаж Русский Динозавр, 2019.

Мы решили поговорить о важном и вечном и с этим учредили рубрику «Правила смерти», в которой будем расспрашивать об этой теме замечательных людей нашего времени. Первым из них стал петербургский писатель и философ Николай Старообрядцев.

Есть три способа смерти, которые я называю вполне приемлемыми:

(а) Будучи современным человеком и во всех устремлениях жизни руководствуясь рекламой и пропагандой, трудно определиться со способом умирания — смерть рекламируют мало. А зря! Из последнего вспоминается только перечень, выработанный кем-то из французских артистов: либо от старости, либо на поле боя, либо в постели с любовницей. И когда думаешь о триединстве этой схемы: похотливый старик, падающий со спортивного снаряда — то понимаешь, что был тут угадан некий курс, по которому невидимая, но непреклонная рука ведёт нас сегодня. От таких идеалов на душе лишь пустота, омерзение, гадость. И хочется в противовес ему прокричать: «Выбираю себе умереть в утробе матери: непорочным, неизвестным, непóжившим!»

(б) Но если уж так не получится, то хотелось бы войти однажды в изящно убранную гостиную, полную самого благожелательно и празднично настроенного общества, где руки дам гантированы, плечи оголены, а груди весьма глубоко декольтированы, но всё же в меру приличия, а джентльмены все непременно одеты во фраки и все с сигарами — кто играет на бильярде, а кто уже засел в вист. Прийти туда и воскликнуть: «Господа! — и сказав это, повторить ещё раз, против своего обыкновения вообще использовать столь неуместное в повседневной жизни обращение. — Господа! Не будет ли у кого возражений, если я сейчас умру?» И услышать в ответ единодушное: «Извольте!» И даже: «Nicholas! Это будет очаровательно! Très charmant!» И получив всеобщее одобрение, сделать простой, но изящный реверанс и в продолжение его столь же изящно вытянуться по блестящему паркетному полу, будучи уже решительно мёртвым. И чтобы в этот момент началась кадриль, и чтобы потом говорили, что это было вовсе не по регламенту, но весьма кстати. И во время кадрили чтобы пары шли прямо по мне, наступая на лицо и на грудь, не обращая ровно никакого внимания и не сбивая шага, так как я буду настолько субтилен и сух, настолько подготовлен длительным постом к этому топтанию, что под ногами сразу обращусь в какое-то подобие бумажного сора или половой тряпки, без всякого мокрого выделения, обычного для таких случаев, когда людей у нас запросто растаптывают ногами, и по окончании вечера уборщица сможет намотать меня на швабру и сунуть в ведро с водой, чтобы прибраться, когда гости уйдут. Вот такая это будет чистая, кроткая и элегантная смерть.

(в) Однако если во всём продолжении жизни ничего полезного и общественного я так и не сделаю, хотелось бы, чтобы сама смерть решила этот вопрос. Чтобы смерть на жизнь поработала! Выйти однажды на середину дороги, когда будет гореть красный свет, бросить окурок под ноги и тут же замертво пасть, не дожидаясь, пока проходящий автомобиль случайно сшибёт. И всё для того, чтобы рассудительные представители человечества, называемые обычно зеваками, смогли получить от такой смерти себе назидание, наслаждение и даже некий интеллектуальный досуг. «Вышел на красный свет и поплатился, а мы устояли и живы!» «Подождите! Но не машиной же сбило. Стало быть, умер человек от одного только понимания, что преступил закон. Сам себя он судил и казнил, этот истинный христианин и Сократ наших дней!» «Нет, он тем провинился, что бросил окурок средь улицы!» «Уронить-то он уронил, но тут же раскаялся! И застигнув себя на мысли, что подбирать-то не хочется, не принял такого раскаяния и не смог больше жить». «Действительно?! Ах, какое возвышенное благородство натуры!»

Иллюстрация Charlie, фото Д. Прохорова, коллаж Русский Динозавр
Иллюстрация Charlie, фото Д. Прохорова, коллаж Русский Динозавр

Есть три способа смерти, которые я называю отнюдь не приемлемыми:

(а) Прежде всего, не хотелось бы, чтобы пули моих политических противников изрешетили моё тело в то время, когда я буду работать над очередным афоризмом. Ведь если кровь моя прольётся на черновики в тот момент, когда афоризм будет закончен, едва ли кто-то станет разбираться в суматохе и с помощью достижений современной науки извлекать на свет замаранный кровью смысл — в комнату войдёт уборщица, сгребёт со стола обагрённые кровью рукописи и выбросит их в мусор равнодушной рукой. Если бы только недруги дали мне ещё несколько минут, человечество обогатилось бы ещё одной едкой сентенцией! Но не ждите. Ведь того только и жаждут они, чтобы слово моё не прозвучало во всеуслышание, а захлебнулось бы кровью.

(б) Не хотелось бы умереть так неожиданно, что даже заметить этого прискорбного обстоятельства будет нельзя. Бежать по своим делам, обгоняя прохожих, с досадой ходить между прилавков овощного магазина, разыскивать ключи, затерявшиеся в портфели, подниматься по лестнице, снимать обувь, пить чай и есть хлеб с маслом, разворачивать сосательную конфету, высвобождая её из блестящей обёртки с надписью «Протон», нажимать на кнопки электрического устройства, водить карандашом по бумаге, схематично фиксируя основные тезисы научного сообщения, вырезать из газеты интересные новости, вклеивать их в специальную книгу, смотреть на змеевидную тварь с клыками и клювом, ползущую по стене, открывать водопроводный кран и регулировать напор воды, полоскать полость рта целебным настоем из трав, насвистывать что-то из Вагнера, намеренно путая ноты — и всё это время быть давно уже мёртвым.

(в) И наконец не хотелось бы умереть неожиданно во время приятной беседы. Упасть со стула с перекошенным лицом и, падая, стащить скатерть вместе с чашками чая и угощением (козинаками, халвой, щербетом и домашним вареньем), с глухим стуком удариться головой об пол, схватившись судорожной рукой за край паласа, опрокинуть новогоднюю ёлку, побив старинные игрушки из тонкого стекла. Не хотелось бы такой неуклюжей и несвоевременной кончиной опечалить милого своего собеседника и отвлечь домашних от просмотра вечернего выпуска новостей. Тёплая и умная беседа — большая редкость в наше суетливое время. Берегите её!

Н. Старообрядцев, автопортрет, фото JJ Ying, коллаж Русский Динозавр
Н. Старообрядцев, автопортрет, фото JJ Ying, коллаж Русский Динозавр

Куда после смерти попадёт моя душа?

Душа во мне — блоха дистрофическая (pulex distroficus). Когда смерть отомкнёт некую тайную дверцу в моём организме, блоха эта стремительно бросится наутёк — только вы её и видели! Где будет она жить впоследствии — в лесу ли, среди ласковых зверей и певчих птиц, в департаменте ли, среди таких же, как она, мелких конторских служащих, бесконечно снующих взад и вперёд в хитросплетении коридоров, у подножия ли горы Фудзи, наблюдая за скользким движением улиток и потирая от удовольствия крохотными лапками, или в каком-то другом месте, во всех отношениях пристойном и приятном — поди разыщи!

Куда бы я хотел, чтобы она попала?

Хотелось бы, чтобы она не затерялась среди великолепия нашего мира, а избрала бы себе путь служения: свила бы себе гнездо где-нибудь подле опустевшего наполовину брачного ложа, чтобы ночью щекотать пяточки драгоценной вдовы и напевать над её ухом свою тщедушную песню, вызывая тем самым череду ностальгических сновидений совершенно особого рода.

Аксу, 10 сентября 2019 г.


-4

Николай Старообрядцев

Начинает свой творческий путь в Архангельске, где пишет тексты и музыку, выступает с группой сподвижников на андеграундной сцене. Неистовые, почти истерические выступления привлекают к себе особое внимание — на группу пишут донос и вызывают на допросы в прокуратуру, двоих участников запирают в психиатрическую больницу, выступления запрещают. Укрывшись от мира, Николай читает классическую и религиозную литературу, проводит культурологические исследования, изучает инженерное дело и шахматы, начинает создавать роман «Белый цветок». В какой-то момент он понимает, что его духовный опыт не может быть достоверно переведён на страницы книги без специальной теоретической и аскетической подготовки. Притворившись поэтом, он бежит в Петербург, где немедленно поступает на философский факультет. Оказавшись в новой благотворной среде, активно выступает на конференциях, под разными псевдонимами публикует статьи о феноменологии, языке и искусстве, продолжает совершенствовать мастерство художественного слова.

Читайте также

«Шить» | Николай Старообрядцев

Как остановить внутренний диалог (мы знаем, что вы думали, что знаете)

«Белый цветок» Николая Старообрядцева (роман, часть I)