Найти в Дзене

10 крутых забытых хорроров

Оглавление

В истории жанра хорроров было немало ярких страниц. Или правильнее сказать, страниц пугающих. По-хорошему пугающих. Однако сейчас из многих шедевров прошлого на слуху находится только Resident Evil. Ну, и отчасти может быть еще Silent Hill и Dead Space. Забытыми оказались не то что отдельные игры, целые серии. И именно о них мы сейчас и расскажем.

1. Alone in The Dark (1992)

Об Alone in The Dark, как правило, вспоминают лишь те, кто застал времена матричных принтеров и пятидюймовых дискет. Хотя именно французам из Infogrames принадлежит заслуга в формировании канонического облика жанра survival horror, позже популяризированного стараниями Capcom.

Когда-то такая графика вызывала настоящий восторг
Когда-то такая графика вызывала настоящий восторг

Жуткий антураж, сочетание экшена и головоломок, пререндеренные фоны и фиксированная камера, вечно показывающая происходящее с самого неудобного ракурса и таким образом удачно играющая на атмосферу. Все это было справедливо не только для Resident Evil, но и для Alone in the Dark. Кардинально различался разве что сеттинг. Если французы черпали вдохновение из книг Говарда Лавкрафта, то японцы взяли за основу итальянские зомби-хорроры, снизив свойственный им градус «треша» до минимума, чтобы подать Resident Evil как нечто серьезное и приближенное к реальности. Alone in The Dark же, напротив, не чуралась самоиронии, о чем свидетельствовали и задорные мелодии, сопровождавшие нас большую часть времени, и причудливого вида враги.

Если что и было хорошего в The New Nightmare, так это игра света и теней
Если что и было хорошего в The New Nightmare, так это игра света и теней

К сожалению, к моменту выхода третьей части в Infogrames напрочь забыли о чувстве меры, отчего устаревшая с технической точки зрения и излишне гротескная Alone in the Dark 3 оказалась неинтересной как для фанатов, так и для простых игроков. Все дальнейшие попытки перезапустить серию с каждым разом оборачивались все более громким провалом.

2. Parasite Eve (1998)

После выхода первого Resident Evil к теме хорроров обратились многие разработчики. Одной из первых «выстрелила» Square, взяв за основу популярный в Японии роман Хидэаки Сэны и объединив в Parasite Eve хоррор и JRPG.

Главное правило большинства хорроров: если спустился в канализацию, то обязательно жди беды
Главное правило большинства хорроров: если спустился в канализацию, то обязательно жди беды

Игроку была отведена роль Айи Бреи – молодой сотрудницы полиции, пытавшейся остановить мутировавшую оперную певицу Мелиссу Пирс. История получилась жутковатой и запутанной. Свой колорит в повествование вносило и темное прошлое главной героини, обладавшей сверхъестественными способностями. Главной особенностью геймплея стала новаторская по тем временам боевая система, позволявшая передвигаться в ходе боя, а не просто стоять столбом и по очереди обмениваться ударами, как это обычно бывает в JRPG.

Вот так героиня и осталась без ужина
Вот так героиня и осталась без ужина

Сиквел вышел в Японии спустя всего год после релиза оригинала, и в корне ничем от него не отличался. А вот третьей части пришлось ждать уже целых 12 лет, причем та игра собрала на редкость противоречивые отзывы. Одним идея смены жанра на шутер с ролевыми элементами приглянулась, другим – нет. Последние даже называли триквел не иначе как надругательством над культовой франшизой.

3. Sanitarium (1998)

Специализировавшаяся на разработке стратегий и ролевых игр студия DreamForge Intertainment в конце девяностых решила попробовать себя на новом поприще. Так появился изометрический квест Sanitarium.

На первый взгляд может показаться, что играешь в какой-нибудь клон Diablo
На первый взгляд может показаться, что играешь в какой-нибудь клон Diablo

Главной его особенностью стал совершенно иной подход к концепции хоррора. Акцент был сделан на теме психологизма, частично затронутой в Parasite Eve, и личной драме главного героя. Автомобильная катастрофа, кома и, наконец, пробуждение в психиатрической клинике с амнезией в придачу. Гнетущая атмосфера создавалась за счет жутких образов, существовавших в подсознании протагониста и построенных на обрывках его воспоминаний. Конечно, подобный сценарный ход по меркам кино или литературы вряд ли можно было назвать новаторским, но для игр такое оказалось в новинку.

Когда необходимо решить головоломку, камера берет крупный ракурс
Когда необходимо решить головоломку, камера берет крупный ракурс

К сожалению, в 2001 году студия прекратила свое существование, а потому продолжение Sanitarium мы так и не увидели. Когда же один из авторов игры в 2013 году попробовал собрать деньги Kickstarter для разработки духовного наследника этого квеста, попытка с треском провалилась. Зато двумя годами позднее компания DotEmu выпустила на iOS улучшенный порт оригинальной игры.

4. Dino Crisis (1999)

После релиза Resident Evil Синдзи Миками решил дистанцироваться от сиквела, поручив разработку продолжения коллегам и ограничившись формальной должностью продюсера. И все ради того, чтобы заняться новой игрой, которая создавалась под впечатлением от таких культовых лент как «Чужие» и «Парк Юрского периода».

Во второй части динозавры могли подолгу прятаться в кустах, чтобы напасть в самый неожиданный момент
Во второй части динозавры могли подолгу прятаться в кустах, чтобы напасть в самый неожиданный момент

Dino Crisis рассказывала историю команды спецназовцев, оказавшейся на заселенном динозаврами острове. Сам Миками в шутку называл свое детище не иначе как panic horror. Дескать, с местной живностью вы точно не сможете перевести дух, ведь динозавры – гораздо хитрее, выносливее и сильнее, чем зомби из Resident Evil. Игра получилась динамичной, чему немало поспособствовал переход на трехмерный движок и отказ от фиксированной камеры. Правда, свой отпечаток на разработку наложили технические ограничения первой PlayStation, поэтому в жертву пришлось принести детализацию окружения.

Dino Crisis 3 – такие радикальные метаморфозы явно не пошли на пользу серии
Dino Crisis 3 – такие радикальные метаморфозы явно не пошли на пользу серии

Следуя своей традиции, Миками над сиквелом работать не стал, а тот в свою очередь попал на прилавки всего спустя год после выхода оригинальной игры. Новая команда сильно сместила акцент в сторону экшена, что не помешало продолжению оказаться коммерчески успешным. А вот третью часть, вышедшую эксклюзивно для Xbox, уже ждал самый настоящий провал. Действие Dino Crisis 3 перенесли на космическую станцию, но беда была не в этом, а в устаревшей графике, унылом сюжете и однообразном геймплее.

5. Alien vs Predator (1999)

Передать атмосферу «Чужих» в игре долгое время не позволяли технические ограничения. Даже Alien Trilogy едва ли могла по-настоящему испугать своими «бутафорскими» ксеноморфами, сделанными из пикселизованных спрайтов. Все изменилось в 1999 году, когда состоялся релиз Alien vs Predator.

Не самая привычная сцена для хоррора
Не самая привычная сцена для хоррора

Да, это был в первую очередь шутер, но шутер мрачный, с явными элементами хоррора. Особенно если вы проходили кампанию за морпеха, которому то и дело судорожно поглядывать на датчик движения. Всего же кампаний было три, поиграть разрешали и за Хищника, и за Чужого. Причем в последнем случалась игра превращалась из шутера в стелс – приходилось аккуратно ползать по потолку, прятаться в вентиляции и выжидать идеального момента для атаки.

В вышедшем через два года сиквеле ставка была сделана на сюжет. Каждая из трех кампаний стала этаким кусочком пазла – выстроить цельную картину произошедшего удавалось, только собрав вместе все ее фрагменты.

От ксеноморфов лучше держаться за три версты. Особенно если это сама королева Чужих
От ксеноморфов лучше держаться за три версты. Особенно если это сама королева Чужих

Затем серия потихоньку зачахла. В 2010-м состоялся ее перезапуск, но отвечавшая за него студия Rebellion со своей задачей явно не справилась. Впрочем, это были еще цветочки. Окончательно и бесповоротно дно оказалось пробито через три года, когда состоялся релиз Alien: Colonial Marines. Но это была уже совсем другая история...

6. The Thing (2002)

В начале 2000-х, когда технологии резко шагнули вперед, а 3D-ускорители перестали быть экзотикой, настал черед для перевода на игровые рельсы еще одного культового хоррора. Авторы The Thing не стали заморачиваться с переносом ленты Джона Карпентера, а предпочли сделать прямое продолжение. Игроку в роли капитана Джона Блейка предстояло пройтись по местам знакомых событий и расследовать обстоятельства случившегося.

Огонь – решение всех проблем
Огонь – решение всех проблем

С точки зрения геймплея, это был шутер с видом от третьего лица, но с поправкой на «хоррорный» антураж. Свой вклад в формирование атмосферы внес не шибко поворотливый главный герой. Хотя, конечно, это был отнюдь не Resident Evil или Silent Hill, чьи персонажи вечно норовили зацепиться за стену.

Из интересных особенностей можно выделить систему взаимодействия с NPC, которые в дальнейшем могли либо примкнуть к нам, либо наоборот – старались держаться от героя за три версты. Также члены отряда моли заразиться, однако подобное в основном происходило лишь в предусмотренных сюжетом моментах.

7. The Suffering (2004)

К середине нулевых жанр survival horror начал испытывать серьезные проблемы. Авторы Resident Evil то и дело бросались в сомнительные эксперименты. Неоднозначные оценки получила и вышедшая в то же время четвертая часть Silent Hill. Кризис был налицо, но тут состоялся релиз Resident Evil 4. Великой, без преувеличения игры, которая смогла задать новые стандарты для жанра. Однако справедливости ради надо сказать, что эксперименты по скрещиванию хорроров и шутеров уже имели место ранее. И одним из наиболее удачных примеров подобного симбиоза стал The Suffering.

Одна из особенностей игры – переход на вид от первого лица
Одна из особенностей игры – переход на вид от первого лица

Основу сюжета авторы из Surreal Software явно подсмотрели у своих коллег из Konami. Снова в центре внимания оказался персонаж с мрачным прошлым, который вдобавок еще и страдал амнезией. Его семья была жестоко убита, причем обвинили в этом самого героя. И даже приговорили к смертной казни. Но тут случилось землетрясение, а затем на тюрьму, где он содержался, напали паранормальные существа. Выжить в таких условиях оказалось непросто. Но самое интересное, что в игре имелось три концовки, причем каждая из них рассказывала свою версию того, что произошло с семьей главного героя. Какой вариант мы увидим, напрямую зависело от наших действий.

Значит, трое на одного? Ладно, патронов хватит на всех
Значит, трое на одного? Ладно, патронов хватит на всех

Жаль только, что потенциала разработчиков хватило лишь на одну игру. Поэтому вышедший год спустя сиквел скорее смахивал на рядовой адд-он и не предлагал ничего нового.

8. F.E.A.R. (2005)

Как и Alien vs Predator, игра от студии Monolith была в первую очередь шутером. Причем шутером очень неплохим. Здешние противники действовали на удивление четко и осмысленно – они координировали действия, пытались обойти с фланга, бросали гранаты в самый неподходящий момент и метко стреляли. Уравнять шансы в бою помогала система сло-мо, прежде встречавшаяся в том же Max Payne, но в рамках шутера от первого лица смотревшаяся поистине революционно.

Вечеринка началась!
Вечеринка началась!

В плане графики F.E.A.R. вообще выглядел очень и очень неплохо, и именно поэтому игра, чей сюжет был вариацией на тему небезызвестного японского фильма ужасов «Звонок», могла доставить немало нервных минут. Девочка Альма свое дело знала. К сожалению, то же самое нельзя сказать о сценаристах. Взяв за основу неплохую идею, они не удосужились придумать хитросплетенную историю. Внимательный игрок имел все шансы раскусить главную интригу здешней драмы задолго до финала.

С этим местом явно что-то не так
С этим местом явно что-то не так

Большие надежды возлагались на сиквел, но им, к сожалению, суждено было разбиться о суровые грани реальности. F.E.A.R. 2 хоть и обладал более проработанным сюжетом, но умудрился просесть по части экшена. Да и местный сеттинг практически никак не эволюционировал – тот же набор из бесконечных заводов и офисов. Третья часть, к удивлению многих, полностью распрощалась с эстетикой японских хорроров, сделав шаг в сторону ужастиков категории «Б». Что символично – к созданию игры приложил руку ранее упоминавшийся Джон Карпентер. Ну а сама она была уже заточена на кооперативное прохождение.

9. Condemned: Criminal Origins (2005)

Condemned вышла практически одновременно с F.E.A.R. и стала ее полнейшим антиподом, несмотря на общего создателя. Здесь на смену простенькому сценарию пришла лихо закрученная детективная история, сдобренная порцией психоделической шизы.

Сейчас и узнаем, есть ли приемы против лома...
Сейчас и узнаем, есть ли приемы против лома...

Частный детектив Итан Томас и глазом моргнуть не успел, как в одночасье стал главным подозреваемым в убийстве своих коллег, на самом деле совершенном таинственным маньяком. Более того, этот маньяк, казалось, всегда шел по пятам за главным героем. Да и главный герой у нас был еще тот – в шкафу у Итана лежал свой мешок со скелетами.

Второе ключевое отличие – боевая система. Если F.E.A.R. бросал игрока в самое пекло событий, сунув в руки пушку помощнее и слоу-мо в качестве бонуса, то здесь стычек с недругами порой стоило избегать. Противник оказался умен и живуч, а оружием нам могли служить разве что доски и ржавые трубы. При этом совершенно чуждые хоррорам элементы файтинга оказались очень удачно вплетены в здешний геймплей. Ну и, конечно же, нельзя забывать про детективный элемент. Борющемуся за справедливость Итану приходилось внимательно осматривать места преступлений в поисках улик, ведущих к маньяку.

– Дорогая, нам все-таки пора расстаться
– Дорогая, нам все-таки пора расстаться

Вторая часть Condemned, вышедшая три года спустя, получилась на редкость посредственной. Как закономерный результат – низкие продажи и крест на возможном продолжении.

10. Penumbra: Overture (2007)

Помните, как сказал Шварценеггер в третьем «Терминаторе»? «Вы не предотвратили судный день, а только отсрочили». Аналогичная история была и с Resident Evil 4. После его релиза Синдзи Миками распрощался с серией, а та с каждой новой игрой стала все сильнее походить на самый обычный шутер. В жанре хорроров снова наметился кризис.

Это что, лицехват? А, не, показалось
Это что, лицехват? А, не, показалось

Спасение пришло от шведской студии Frictional Games, в 2007 году выпустившей первую часть трилогии Penumbra. Именно ей мы обязаны концепцией большинства современных представителей жанра survival horror. Penumbra вернула нас во времена неторопливого геймплея, выстроенного вокруг поиска предметов и сопутствующего ему решения головоломок. Стычки с врагами были сведены к минимуму ввиду фактической невозможности дать им отпор. В продолжении Penumbra: Black Plague авторы пошли еще дальше, полностью убрав боевую систему. Теперь в критической ситуации у нас было только два выбора – прятаться или бежать сломя голову.

Что-то подсказывает, что пора драпать
Что-то подсказывает, что пора драпать

Еще одна важная черта Penumbra, также ставшая основополагающей для последующих игр жанра – это метод повествования. Забудьте о многочасовых кат-сценах или красочных роликах – теперь узнавать детали происходящего приходилось в основном из записок и сообщений на автоответчике. А лейтмотивом сюжета стала шизофрения и последующие попытки героя понять, где заканчивается реальность и начинается вымысел, порожденный воспаленным сознанием.

-20