Здравствуйте,
Давайте будем честными: свои наработки учёные стараются никому не показывать. До поры до времени все плюшки и секреты тщательно скрываются. Почему? Потому что множество преподавателей панически боятся, что их тайнами воспользуется коллега. Ноу-хау (каковым они считают свои открытия и маленькие, и крошечные) станет доступным, и со временем потеряется имя того, кто его придумал.
Мой опыт яростно протестует против закрытых дверей. Учителя, кстати, делятся на два типа: одни готовы работать, только при наглухо закрытой в кабинет двери, другие часто работают с дверью нараспашку. Я вот приверженец распахнутых дверей.
Мне не верится, что я открываю Америку своими методами; наоборот, уверена, что то, что я разработала, то, о чем рассказываю ребятам, знают многие, а иные - и вовсе делают лучше. Методика преподавания русского языка и литературы начинается с третьего курса; методические находки, используемые учителями со временем, всегда интересны, любой учитель старается найти что-то новое, не теряя при этом собственной системы. Так что все это и описано, и известно, и разработано, и используется.
Так что нет никаких тайн: я хочу поделиться тем, что многие применяют уже давно.
Каким образом строится подготовка к итоговому сочинению?
1. Осваиваем план сочинения, который несложно выучить и которого удобно придерживаться затем при тренировке.
(Должен ли он быть одинаковым? – Нет, мы можем придерживаться такого плана, который нам удобен. Учителя дают один план, часто у каждого свой, но все они очень похожи.
-Позже я покажу тот, который предлагаю своим ученикам.)
2. Составляем список из книг русской и советской литературы, которые ученик прочитал, помнит эпизоды и героев, о которых готов поговорить в любое время.
(Нужно ли читать много книг? – Нет, не нужно. Написать это сочинение можно, прочитав небольшое количество книг.
К 11 классу уже важно не столько ЗНАТЬ, сколько СДАТЬ. Поэтому, как бы это не было цинично, мы идем на СДАЧУ итогового сочинения и ЕГЭ.
- Очень важно: если вы ничего не прочитали, не страшно, есть время освоить одну-две книги русских писателей (Да простят меня сами писатели!) и, часто разбирая их произведения, научиться применять примеры из них в рамках выбранного направления.
-Иногда тяжелее приходится тому ученику, который много читал, потому что у него большой выбор, а вспомнить в нужный момент от волнения он не может.)
3. Выбираем одно направление, в рамках которого вам интереснее всего рассуждать, проверяем, подходят ли истории, прочитанные вами, как иллюстрация этого направления.
(- Например, моим ученикам в этом году больше всего понравилось направление: «Он и она». Рассуждать о взаимоотношениях противоположного пола интересно, а иллюстрации есть во всех произведениях русской литературы.)
4. Внимательно разбираем все направления, думаем и выбираем одно запасное направление, которое станет подстраховкой.
(- Иногда случается, что тема по выбранному направлению звучит для ученика так страшно, странно и непонятно, что от нее лучше отказаться. В моей практике такое было два раза.
-Готовлю ли я по всем направлениям? Нет. Это напрасная трата времени, его лучше потратить на подготовку к ЕГЭ.)
5. Подумайте, на какой факультет вы собираетесь поступать: если выбранный ВУЗ не филологический, то использовать итоговое сочинение при подсчете баллов не получится, значит оно может быть не 350 слов, а поменьше. Если ваш ВУЗ рассматривает итоговое сочинение в качестве дополнительных баллов, то следует уделить ему больше времени и объём его должен быть не менее 350 слов.
(-Я позже расскажу, как видеть объём сочинения, не считая каждое слово, - нам это в дальнейшем пригодится на ЕГЭ.)
Итак, в этом году заявлены следующие направления на итоговое сочинение 4 декабря:
· «Война и мир» – к 150-летию великой книги
· Надежда и отчаяние
· Добро и зло
· Гордость и смирение
· Он и она
Примерные темы можно посмотреть на сайтах, в том числе: https://4ege.ru/sochinenie/58313-temy-itogovogo-sochineniya-2019-2020.html
Продолжение, естественно, следует.
Приглашаю заинтересованных в свое сообщество https://vk.com/club186315845