- Как же жарко, - сказала Варя, сонно обмахиваясь маминым веером. – Просто безобразие...
- Ужасно, - поддержал сестру Серёжа. – Может, сходим ещё раз искупаемся?
- Нет, - отозвалась девочка. – Лучше посидеть в тенёчке...
- Да, пожалуй...
Ребята уже два часа сидели под навесом бани в густой тени сосны и вяло переговаривались, не в силах чем-либо заниматься. Изнывающий от жары Степашка тоже был с ними. Он тяжело дышал и поминутно подходил к большой миске с водой, а потом вновь обессиленно падал на дощатый пол, стараясь поймать хоть малейшее дуновение ветерка. Только стрекозы, кажется, радовались зною и безнаказанно носились над газоном, словно понимая, что Степашка не в силах на них охотиться на таком солнцепёке.
- Скучаете? – раздался папин голос. – Чудесная погодка, а?
Папа по пояс высунулся из окна второго этажа и радостно жмурился, оглядывая свои владения. - Ты, что, папа, - вяло возмутился Серёжа. – Такое пекло... Даже купаться идти лень...
- А как насчёт порции мороженого?.. – лукаво поинтересовался папа.
- Это было бы здорово, - оживилась Варя.
- Отлично, - кивнул папа, - тогда я отправляюсь в магазин, а вы пока помогите маме, она звала вас. Встретимся внизу через 20 минут, идёт?
- Идёт, - ответили ребята.
Вскоре они сидели в беседке и с упоением облизывали сливочный пломбир. Степашке тоже досталось немного мороженого, и он от души наслаждался прохладным лакомством. Только мама не участвовала в этом пиршестве, так как у неё было полно работы, и её порция под чутким руководством Вари была убрана в холодильник.
- Папочка, – спросила девочка, стараясь облизывать тающее мороженое как можно медленнее, чтобы растянуть удовольствие. – А все животные любят мороженое?
- Абсолютно, - кивнул папа, стараясь как можно аккуратнее снять кусочек пломбира со своих брюк.
- Даже белые медведи? – изумилась Варя.
- Конечно, - ответил папа. - Медведи вообще ужасные сладкоежки. Говорят, что где-то, не то в Канаде, не то на Аляске, есть редчайший вид мохнатых зимних пчёл, которые делают чудесный зелёный пломбир из снега и хвои, добавляя в него сладкое пчелиное молочко. Так что вы думаете, местные косолапые специально ставят себе будильник, чтобы проснуться пораньше, в феврале, и успеть полакомиться этим чудесным деликатесом! Чтобы обмануть бдительных пчёл, они катаются в снегу до тех пор, пока не начинают походить на снеговиков и в таком виде лезут на дерево. Беда в том, что пока медведь лезет, часть снега обычно слетает, и рассерженные пчёлы больно кусают косолапого хитреца за нос и пятки.
Кстати, местные индейцы считают, что Куани Апун Сани (Сладкий Зелёный Снег) помогает от тысячи хворей и тот, кто регулярно ест его на протяжении всей своей жизни, проживёт до ста лет и всегда будет весёлым и энергичным.
Папа весело расхохотался.
- Только представлю себе, как пчёлы жалят ворчащего снеговика, который сидит на дереве и таскает зелёный пломбир, как меня смех одолевает. Ничего не могу с собой поделать! – объяснил он.
- А киты любят мороженое? – поинтересовалась Варя.
- Любят, - убеждённо ответил папа. – Но ещё больше они любят ватрушки с творогом.
- Ватрушки с творогом? – недоверчиво переспросил Серёжа.
- Именно так, - заявил папа, с грустью оглядывая опустевшую деревянную палочку от своего мороженого. - Это чудесная история, друзья мои, хотя, сказать по правде, начинается она не очень хорошо.
Папа вытер рот салфеткой, откинулся на стуле и прикрыл глаза.
- Всё началось в 19 веке, когда одно из китобойных судов, которые, к великому сожалению, кое-где до сих пор ещё существуют, наткнулось в густом тумане на двух китов – маму и её маленького детёныша, который только-только прекратил пить молоко. Команда китобоя «не растерялась» и, как это ни ужасно, вонзила гарпун в спину большому киту, и вскоре тот был мёртв и его тушу втащили при помощи лебёдки на палубу. По счастью, туман, который не позволил китам заметить приближение охотника, укрыл малыша, и когда китобойцы опомнились, его уже не было видно. Покружив немного в густом тумане, шхуна двинулась дальше, оставив китёнка одного. Надо сказать, что он был так мал и так наивен, что даже не понял толком, что случилось. Всё произошло так быстро, что в конечном итоге он решил, что просто потерялся и решил никуда не уплывать, а ждать маму там, где они расстались. Он закрыл глаза и уснул, ни минуты не сомневаясь, что всё будет хорошо...
Папа остановился и зачем-то стал протирать свои очки, но увидев, что в глазах Вари стоят слёзы, поспешил продолжить свой рассказ.
- Утром туман растаял, и над океаном засветило солнышко. Китёнок открыл глаза и сладко зевнул.
- Привет, солнышко, - весело сказал он. – Какой чудесный день! Но где же моя мама?..
Он нырнул под воду и крикнул, как это умеют делать киты, но никто ему не отозвался и он растерянно всплыл на поверхность.
- Как же так, - расстроился он. – Почему мне никто не отвечает? Что же мне делать?
Он снова нырнул и крикнул ещё раз, так громко, как только мог, но ответа не последовало, и он вновь грустно закачался на волнах. Ему уже давно хотелось кушать, но он не знал, как ему поступить. Мама только начала учить его как ловить мелких рачков и питательный планктон, но у него ещё очень плохо получалось, и он никак не мог наесться. Он промучился весь день, гоняясь за креветками и мелкой рыбёшкой, но так ничего и не поймал.
Так прошло два дня. Китёнок всё ещё надеялся, что мама вернётся к нему и не уплывал далеко от того места, где случилась трагедия, но в конце концов голод взял верх и он решил плыть дальше, в те края, где много еды. Мама уже рассказывала ему о Южных морях, но китёнок не знал, где они находятся, и решил спросить у кого-нибудь. Для начала, он обратился к рыбам, однако те ничего не слышали о далёких морях и не смогли помочь китёнку. Тогда он спросил чаек, но и те не никогда там не были. Вконец расстроенный, китёнок заплакал, и тут к нему подплыла большая черепаха. Весь её панцирь был в отметинах от зубов акул, но она была весела и разговорчива.
- Не грусти, малыш, - сказала она. – Я знаю путь в Южные моря. Я родилась там и жила много лет, пока была маленькой. В них полно рачков и планктона, к тому же там ты сможешь встретить своих родственников – больших китов.
- А вдруг я уплыву, а мама вернётся? – спросил китёнок. – Она будет волноваться.
- Не переживай, малыш, - сказала черепаха, хорошо понимая, что случилось с мамой китёнка, но не желая огорчать его. – Все киты, если случайно теряют друг дружку, сразу же плывут туда, плыви и ты.
- Но как мне найти дорогу? – заволновался китёнок.
- Очень просто, – ответила черепаха. – Когда наступит ночь, найди три большие звезды над горизонтом. Выбери из них самую яркую и следуй за ней. Чем ближе будут южные моря, тем выше будет эта яркая звезда, и однажды ты попадёшь туда, куда тебе нужно. Только будь осторожен - в море полно акул и касаток. Они не подплывали к тебе, пока твоя мама была рядом, но теперь, когда ты один, они могут тебя обидеть. Держись от них подальше и ещё дальше держись от людей на больших кораблях. Они хуже акул - никогда не знаешь, что у них на уме...
Китёнок внимательно выслушал черепаху, поблагодарил её и, дождавшись ночи и найдя яркую звезду на небе, отправился в путь. Он плыл ночами, а днём дремал, стараясь держаться на почтительном расстоянии от акул и кораблей. Удача сопутствовала ему, но он никак не мог наесться досыта и через неделю путешествия настолько ослаб, что еле шевелил хвостиком. В одну из ночей он и вовсе задремал от усталости и очнулся от того, что врезался головой во что-то твёрдое.
Он открыл глаза и испуганно вскрикнул – прямо перед ним на волнах качался большой парусный корабль, медленно дрейфующий в ту же сторону, что и сам малыш. Он быстро вспомнил все наставления черепахи и хотел уже поскорее нырнут под воду и уплыть прочь, как вдруг заметил, что на корме судна стоит маленькая девочка и испуганно смотрит на него. Девочка выглядела совершенно безобидно, и китёнку стало любопытно. Он покружился немного в воде и приветственно выпустил фонтанчик воды из своего носа. Девочка тихонько засмеялась и помахала ему в ответ, а затем вытащила что-то из бумажного кулька, что держала в своих руках и бросила в воду.
- Вот, угощайся, китёнок, - сказала она. – Это творожная ватрушка. Она очень вкусная, попробуй.
Китёнок не понял, что сказала девочка, но догадался, что это какой-то подарок и подплыл ближе к качающейся на волнах ватрушке. Ватрушка аппетитно пахла, и китёнок проглотил её одним махом.
«А это вкусно! – решил он. - Немного похоже на мамино молоко... Нужно поблагодарить девочку.»
Он завертелся на месте, показывая, как ему понравилось угощение, и девочка снова засмеялась и бросила ему ещё одну ватрушку. Через несколько минут, все ватрушки, что были у неё в пакете, перекочевали в живот китёнка и тот наконец-то почувствовал, что немного наелся.
- У меня больше ничего нет, - печально сказала девочка. – Но если ты хочешь ещё, то приплывай сюда завтра в это же время, и я снова угощу тебя. Только не показывайся тут днём, а то вдруг взрослым не понравиться. С ними вечно столько хлопот...
Китёнок опять не понял, что именно говорила ему девочка, но догадался, что она приглашает его навестить её ещё раз.
- Спасибо, - ответил китёнок, выпуская фонтанчики воды. – Я обязательно приплыву ещё! Спокойной ночи.
- Спокойной ночи, китёнок, - замахала ему девочка. – Я буду ждать тебя.
Остаток ночи китёнок проспал, а на следующий день, двинулся вслед за шхуной, держась на таком расстоянии, чтобы его не было видно. Как только стемнело, он осторожно приблизился к кораблю и с облегчением увидел, что его подруга вновь стояла на корме, сжимая в руке большой пакет со свежими и ароматными ватрушками. Как и накануне, все ватрушки быстро были съедены, но на этот раз китёнок не сразу уплыл спать, а долго плескался вокруг спящего корабля, развлекая девочку своими прыжками и сам веселясь от всей души. Ватрушки укрепили его силы, так что он сам смог наловить себе немного рачков и теперь креп день ото дня. Он приметил, что корабль идёт точно туда, куда ему нужно и просто следовал за ним, прячась в волнах днём и подплывая ближе ночью. Китёнок полюбил своего нового друга и был очень рад, что теперь он не один в бескрайнем океане. Что же до девочки, то она была просто без ума от очаровательного китёнка и ласково называла его Ватруша.
Продолжение следует...