Есть крылатое изречение: «Любая реформа, кроме моральной, бесполезна». Но в чем, собственно, заключается такая реформа? Вариант ответа на этот вопрос изложен ниже в тезисном виде с акцентом на теоретических аспектах реформы, проясняющих суть ее.
1. Базовые определения.
1.1. Нравственная реформа – это создание таких условий, при каких нравственный закон беспрепятственно царит в сознании людей и определяет бытие людей.
1.2. Нравственный закон – это высший закон человеческого бытия и человеческой природы, действующий в душе человека как естественный закон, которым установлено как истина, что есть добро и что есть зло, и который есть абсолютная истина, оглашаемая совестью человека в душе человека и претворяемая в жизнь как добро и как любовь.
1.3. Как предмет познания нравственный закон есть предмет науки, называемой этикой. Этика – это фундаментальная наука о нравственном законе, нравственности и морали.
1.4. Мораль – это фундаментальная форма нравственного закона, двуединая как система ценностей сознания и система моральных норм и правил поведения.
1.5. Нравственность – это нравственная природа человека как моральной личности, заданная нравственным законом и описываемая формулой нравственности как суммы естественных слагаемых нравственности, таких как: совесть, добродетели, честь, любовь, личная мораль.
1.6. Цель нравственной реформы – это человек, в соответствии с определением человека как моральной личности, которая есть он сам по своей нравственной природе, делающей человека человеком, в точном смысле слова человек.
1.7. Нравственная реформа актуальна как самозащита цивилизации от саморазложения и как лучший способ преодоления духовного кризиса цивилизации.
1.8. Актуальность нравственной реформы связана с тем, что главной проблемой человеческого бытия всегда была и остается проблема добра и зла, а решаема она только по нравственному закону и никак иначе, что вполне очевидно. Весь вопрос: как создать такие условия, при каких нравственный закон будет беспрепятственно царить в мире и в душах людей?
1.9. Результативность нравственной реформы обусловлена единством теории и практики, где теоретическую базу призвана составлять этика как наука о нравственном законе.
1.10. Аспекты нравственной реформы сводимы к базовой пятерице: теоретические, педагогические, просветительские, культурные, правовые.
2. Теоретические аспекты реформы.
2.1. Основные теоретические аспекты нравственной реформы содержатся в основных разделах фундаментальной этики, коль скоро та призвана составлять теоретическую базу реформы.
2.2. В соответствии с определением нравственного закона как высшего закона человеческого бытия и человеческой природы, фундаментальная этика делится на этику бытия и этику человека.
2.3. Этика бытия имеет предметом фундаментальное тождество блага и бытия и организацию бытия как блага, в соответствии с моральной аксиомой, гласящей: жизнь есть благо, которое есть она сама, и дана человеку как благо, которое есть она сама.
2.4. Этика человека имеет предметом нравственную природу человека, то есть нравственность, и описывает человека как моральную личность.
2.5. Основные разделы этики бытия таковы: «Добро и зло», «Счастье и свобода», «Мораль и право», «Труд и справедливость», где мораль и право суть формы нравственного закона в теоретических предметах этики.
2.6. Основные разделы этики человека таковы: «Совесть», «Свобода воли», «Любовь», «Добродетель и порок», «Честь и долг», «Стыд и вина», «Нравственное самосознание», «Моральные понятия», «Ценности», «Идеалы и святыни».
2.7. Как теория морали фундаментальная этика носит прикладной характер и эквивалентна морали как прикладная этика. Основные разделы теории морали как прикладной теории таковы: «Нормы и правила», «Заповеди», «Кодексы чести», «Профессиональная этика», «Этикет».
2.8. Нравственная реформа должна осуществляться на практике так, чтобы содержание основных разделов этики становилось содержанием нравственного самосознания каждого гражданина как познанная истина и как знание человека о самом себе как о моральной личности.
2.9. Теоретические аспекты нравственной реформы, извлекаемые из фундаментальной этики, представляют фундаментальную важность, ибо от их правильной или неправильной разработки зависит практическая правильность или неправильность реформы.
2.10. В силу единства теории и практики, камнем преткновения для нравственной реформы является то обстоятельство, что разработка этики как фундаментальной науки еще далека от завершения. Но эта проблема не должна тормозить и блокировать реформу, а наоборот, должна подстегивать, требуя экстренного решения, которое является условием результативности реформы и потому должно быть найдено посредством мер в рамках реформы.
2.11. По состоянию на сегодняшний день разработка теоретических аспектов нравственной реформы равносильна разработке этики как фундаментальной науки, призванной послужить теоретической базой для фундаментальных перемен, каких можно ожидать от нравственной реформы на практике при условии правильности теории.
3. Педагогические аспекты реформы.
3.1. Главные задачи нравственной реформы совпадают с педагогическими аспектами ее и составляют самую суть ее, ибо относятся к сфере нравственного воспитания и решаемы в порядке реформы системы образования.
3.2. Основной пробел в системе образования – это моральный пробел, который таков, что средняя и высшая школа вкладывает в сознание человека знание о каких угодно законах, по которым устроен мир, кроме высшего закона, то есть нравственного закона, по которому устроен человек как нравственное существо с нравственной природой, то есть как моральная личность. Чтобы заделать моральный пробел в системе образования, все педагоги снизу и вся элита сверху должны, наконец, понять, что основным школьным предметом призвана быть наука о нравственном законе, то есть этика, адаптированная к школе грамотно и тонко, а не тупо и бездарно. Новый школьный предмет под названием «Основы светской этики» – это еще далеко не то, что нужно. Это еще не предмет, а жалкий и беспомощный зачаток, ибо нет фундаментальной теоретической базы, на которой можно правильно разработать и правильно внедрить школьную этику, дабы нравственный закон преподавался за школьной партой как фундаментальное знание. Если решить эту задачу, результат превзойдет все ожидания и нравственная реформа будет сделана в основном и в главном.
3.3. Системные принципы школьной этики формулируются примерно так:
3.3.1. Принцип главного предмета.
Школьная этика должна преподаваться как главный предмет во всех классах с первого звонка до последнего и занимать в сознании педагогов и школьников неоспоримый пьедестал царицы всех предметов как наука о высшем законе, который есть нравственный закон.
3.3.2. Принцип завета.
Школьная этика должна преподаваться как завет и как посвящение в главное знание, обладающее высшей ценностью.
3.3.3. Принцип воспитания знанием через самопознание.
Школьная этика призвана стать другом подрастающему человеку как инструмент самопознания и оказать ему бесценную помощь в понимании самого себя, высветив в нем самом его природные моральные достоинства как лучшие и прекраснейшие качества личности, лучше и прекрасней которых нет и которые делают человека человеком в точном смысле слова человек, а это совсем не тот смысл, какой слышится в имени человека на уроках о человеке как о каком-нибудь биологическом виде.
3.3.4. Принцип укрепления морального иммунитета души.
Школьная этика призвана уберечь душу ребенка от нравственной порчи, а надежно оградить детское сознание от зловредных влияний в наш информационный век невозможно никакими другими способами, кроме воспитания человека как моральной личности, огражденной в самой себе по принципу иммунитета от нарушений нравственного здоровья и моральных уродств.
3.3.5. Принцип законодательствующей любви.
Главный инструмент педагогики – это любовь, а нравственный закон есть закон любви. Посвящение в нравственный закон есть посвящение в закон любви любовью. Школьная этика призвана выступать в роли законодателя любви, а это вообще-то роль совести. И стало быть, школьная этика должна говорить голосом любви как голосом совести, в чем и состоит принцип законодательствующей любви, осуществление коего за партой – это педагогическое искусство.
3.3.6. Принцип фундаментального учебника.
Никакой педагогический талант не справится с миссией школьной этики, не опираясь на теоретическую базу, просчитанную с точностью математической формулы. Учитель этики должен иметь в руках фундаментальный учебник, разработанный как системное ядро школьной этики в виде комплекта полноценных учебников по одному для каждого класса. Учебник – это фундамент. Учебник – это краеугольный камень. Без учебника просто нечего преподавать и нечему учить. Фундаментальный учебник этики – это учебник фундаментальной этики, адаптированной к школе и застроенной лестницей, шагающей от азов, даваемых в младших классах, к вершинам и глубинам, разъясняемым в старших классах. Разработка полноценного учебника этики равнозначна созданию фундаментальной этики как системы базовых формул и определений, которые должен знать каждый от младых ногтей как моральную грамоту, открывающую вход в приличное общество. Самое главное и самое трудное в разработке учебника этики – это система определений.
3.3.7. Принцип разветвленной дисциплины.
Школьная этика должна выстроиться как разветвленная дисциплина, включающая такие ответвления: этикет, история нравов и морали, этика права и гражданина, этика прекрасного и возвышенного, литературное зеркало нравов.
4. Другие аспекты реформы.
4.1. Шансы нравственной реформы на успех повышаются при информационной поддержке в СМИ и при наличии информационных проводников реформы в виде профильных изданий и телепередач. Обширность тематики позволяет содержательно наполнить эфир отдельного телеканала в различных жанрах журналистики. Это к слову о просветительских аспектах реформы.
4.2. Шансы нравственной реформы на успех повышаются также при наличии творческих проводников в тех сферах искусства, какие сильно влияют на массовое сознание. Это к слову о культурных аспектах реформы.
4.3. Нравственная реформа возможна только как государственная реформа, проводимая сверху, и стало быть, судьба ее зависит от политической воли, законодательного оформления и лоббирования. Это к слову о правовых аспектах реформы.