Юморист Михаил Задорнов шутил над словом «голо-сование», вскрывая его внутреннюю суть. В РФ так и получается. Без вазелина.
Конечно, в России не было такого рубилова, как в Москве. У нас было все тихо. Настолько тихо, что никто ничего не заметил. В Волгограде не было ни теледебатов, ни наружной рекламы, ни газетных статей. Ничего. Только активность кандидатов в соцсетях. А очень многие жители не получили приглашения на избирательный участок.
Все было законно? Да абсолютно. Кто хотел, тот узнал о выборах. Но по факту это было тайное голосование. Отсюда явка в 40 процентов. Пришли те, кому сказали явиться. И сделали выбор. Я, например, не голосовал. Не за кого – это традиционная ситуация в нашей политике. Но обычно хотя бы сами партии на что-то претендовали. Хотя бы за старание можно было поддержать.
В этот раз все прогнулись еще до дня выборов. «Оппозиционные» партии выставили заведомо проигрышных кандидатов. Я не сомневался в победе действующего губернатора при любых раскладах. Все-таки голосуют за тех, кого знают. А знают тех, кто каждый день в телевизоре. Но были фигуры, способные несколько оттянуть голоса. А при откровенных нулях в качестве конкурентов получилась оглушительная победа единоросса. Вот как за такую оппозицию голосовать?
При этом я не собираюсь осуждать тех, кто поддержал придворную партию. Их мнение ничуть не хуже тех, кто мыслит иначе. Вообще-то демократия в этом и заключается. И сама сменяемость власти совсем не гарантирует улучшения. Вполне может быть и хуже. Или вы хотите, чтобы управление перешло в руки таких оппозиционеров? Вот именно таких? А других у нас почему-то нет.
Усталость от Путина носит не столько рациональный, сколько эмоциональный характер. Она неизбежна при столь длительном нахождении наверху одного и того же лица. То же самое было во французском обществе при Людовике XIV (вот уж совсем не самая плохая эпоха в истории страны). И у нас при Александре II – человеке, выведшем Россию на лидирующие позиции во многих отраслях, успешно реформировавшим целый ряд сфер и просто отменившем крепостное право. Короче, при нашем величайшем правителе.
И чиновный класс, похоже, уверовал, что ВВП будет всегда. Абсолютная лояльность верховной власти – единственное условие легального существования в политике. Вот кто у нас председатель Госдумы? Правильно, Вячеслав Володин. Вы же понимаете, что Володин это не фамилия? А ответ на вопрос: «Ты чей будешь?» Поэтому при власти все сплошь Володины.
Читайте также: Почему власть гениальнее народа