Часто слышу на детской плошадке, что нужно водить ребенка на развивающие занятия, потому что дома он отказывается заниматься (это в 1.5-2 года). Это как занятия проходят? За партой? По 40 минут? Ни один малыш не откажется весело провести время с мамой :). Напишу о наших занятиях с младшей дочкой. Сейчас ей 1 год и 5 месяцев.
1. Много разговаривать.
Не для кого не секрет, что нужно много разговаривать. Рассказывать, показывать, даже если вам кажется, что еще не понимает. Сейчас формируется пассивный словарный запас. Объяснять мультфильмы. "Смотри, цыпленок. Он пошел гулять, увидел мышонка". Не объяснять можно разве что Малышариков, и то не всех. Быть немножко акыном (что вижу, то пою). Вот смотри киса, киса говорит "мяу-мяу", а вот машина проехала "би-би", красная машина и т.д.
2. Смотреть книжки. Тут много разной пользы. Начиная от мелкой моторики (самостоятельное перелистывание), до улучшения концентрации (дослушать короткий стишок). Прочитали, расскажите, кто нарисован, какой (большой или маленький), называйте цвета.
3. Пластелин. Многие считают, что рано. Но здесь на моей стороне Школа Семи Гномов (ШСГ) изд. Мозайка-синтез. Есть у них в серии 1+ журнал Пластелиновый снежок. Скажу сразу, пластелин лучше выбирать не наш (каменный), а мягкий испанский JOVI. Можно готовить тесто для лепки. Но с тестом мои девчонки играют, когда бабушка лепит вареники.
4. Играть в игрушки. Нет, не просто дать в руки и смотреть. А играть. Это непросто. Нужно найти ту форму игры, которая не будет вас раздражать. Или на крайний случай привлекать бабушек. У них, как правило, это отлично получается. Со старшей дочерью я могла лепить, рисовать, читать, бегать, прыгать, но ролевые игры давались тяжело, тут подключалась бабушка, и они могли долго проигрывать один и тот же сценарий (дочке нравилось, как принц будит спящую красавицу). Мяч. Наверное не все в курсе, что в полтора года ребенок может самостоятельно кидать мяч в цель (я не про баскетбольную корзину)))), и ловить его. По советским стандартам - это была норма. Очень полезный навык, поэтому игры с мячом очень важны.
5. Театр. Мы проигрываем сказки и иногда мультики. Играем в теремок (икеевская палатка-домик) дочка залезает, а я игрушками к ней стучусь. Все по тексту: "Кто-кто в теремочке живет?...." Она либо пускает, либо нет. По такому же принципу можно играть в 3х поросят. Пальчиковый театр. Фигурки можно сделать из бумаги. В сети много заготовок, сшить или купить готовые.
6. Игры с крупой. Исользую только крупную (нут, горох, чечевица) в основном тогда, когда занята на кухне. Ребенок рядом играет, и я смотрю, чтобы не тянул в рот. Пересыпать из коробочки в чашку, перекладывать, искать мелкие игрушки в крупе.
7. Рисование. Рисую в основном я. Узнаваемые предметы: солнышко, домик, котика. Дочка рисует каляки маляки, но видит, что можно и по-другому. Когда ребенок становится чуть старше, можно нарисовать солнце без лучиков, и попросить нарисовать лучики. Или тучку, и показать, как из нее идет дождь. Считается, что фломастерами рисовать не желательно, карандаш и ручка формируют нажим. Но мы рисуем всем. Пальчиковые краски на любителя. Потом бывает непросто объяснить, зачем нужна кисточка, если есть пальцы.
Так же используем коврики fissman для раскрашивания водой.
8. Игры с водой. Вне ванной не играем (некогда убирать). Но в ванной можно оторваться. Такие купания у нас не каждый день. По-мимо уточек и самоплавающих игрушек у нас 2 мельницы (спасибо Алиэкспресс). И это самые любимые игрушки.
Про сортеры, вкладыши и пирамидки писать не буду. Тут все ясно. Хотелось еще написать про отличные деревянные игрушки, которыми дети могут играть несколько лет, и их можно использовать в качестве счетного материала.