Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили СССР. Легендарный ГАЗ-69.

Оглавление
Фотография автора.
Фотография автора.

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Советские внедорожники серийно стали строить в военные годы. Третьим поколением этих автомобилей стал ГАЗ-69, краткий обзор о котором сделан в этой публикации.

Грузопассажирский ГАЗ-69-68 с мостами от УАЗ-469.. Иллюстрацию любезно разрешил использовать автор Игорь Погодин. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1971/gaz_69_68/
Грузопассажирский ГАЗ-69-68 с мостами от УАЗ-469.. Иллюстрацию любезно разрешил использовать автор Игорь Погодин. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1971/gaz_69_68/

История создания.

С учётом техзадания военных, результатов эксплуатации ГАЗ-67 с его модификациями и иностранных легковых вездеходов, в 46-м году группа конструкторов под руководством Вассермана Г.М. в Горьком стала разрабатывать новую модель внедорожника с названием «Труженик».

Испытания первых образцов начались в 48-м году. Испытания и доводка различных вариантов конструкции заняли значительное время. Началом производства автомобиля считается 52-й год, однако к серийному производству смогли приступить на ГАЗе только в конце лета 53-го года.

С 54-го года автомобили начали производиться в Ульяновске по газовским чертежам. Выпуск на ГАЗе продолжался три года. С 56-го года автомобиль стали производить только на УАЗе. За двадцать лет производства было выпущено более 600 тысяч 69-х «газиков».

Грузо-пассажирский вариант ГАЗ-69-68. Кузов усовершенствован хозяином. Фотография автора.
Грузо-пассажирский вариант ГАЗ-69-68. Кузов усовершенствован хозяином. Фотография автора.

Назначение и технические возможности.

«Газик» нового поколения становился больше гражданским, чем военным, о чём говорило его первоначальное название. Военные просили легковой вездеход для перевозки командиров подразделений, осуществления разведки, установки тяжёлого стрелкового оборудования, способный буксировать пушки весом до 0,8 т. Одновременно предполагалось применение автомобиля в различных областях экономики страны, где требуется легковой автомобиль способный преодолевать бездорожье.

Четырёхцилиндровый двигатель «выдавал» 55 л.с. мощности на 66 бензине. Он позволял автомобилю весом 1,47 т перевозить двух человек и 500 кг груза или восемь человек со скоростью 90 км/час по дороге с покрытием. На бездорожье «газик» унаследовал от предшественника великолепную проходимость и, с новой трансмиссией, мог преодолеть подъём в 34 градуса, «не боялся» ни разбитой колеи, ни полуметрового рва, ни брода глубиной 0,7 м.

ГАЗ-69А с двумя сидениями впереди и трёхместным диваном сзади. Разрешение на использование иллюстрации любезно предоставлена автором Дмитрием Куршевым. Адрес: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=6431
ГАЗ-69А с двумя сидениями впереди и трёхместным диваном сзади. Разрешение на использование иллюстрации любезно предоставлена автором Дмитрием Куршевым. Адрес: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=6431

Конструктивные особенности.

Технологические возможности производства позволили применить на ГАЗ-69 достижения мирового автомобилестроения того времени:

Вновь разработанная рама имела усиленные элементы в виде коробчатого сечения лонжеронов и шести поперечин, что способствовало увеличению её ресурса.

Двигатель объёмом 2,1 л с нижними клапанами, чугунным блоком и алюминиевой головкой имел предпусковой подогреватель, аналогичный ГАЗ-63.

Трёхступенчатая КПП с синхронизаторами на высших передачах похожа на применяемую в «Победе» имела рычаг управления, расположенный на полу.

Раздаточная коробка с двумя понижающими передачами, низшая включалась только с передним мостом.

Усовершенствованные мосты ГАЗ-67 с увеличенным ресурсом подвешивались к раме на полуэллиптических рессорах с двухсторонними амортизаторами гидравлического типа. Они снабжёны межколёсными дифференциалами с двумя сателлитами без блокировки и разгруженными полуосями.

ШРУСы переднего моста с передающими вращение шариками, имеющими увеличенный срок службы, повысили надёжность автомобиля. Позже отключаемые ступицы передних колёс способствовали уменьшению потребления топлива.

Новая конструкция открытого кузова предусматривала наличие дверей, нижняя часть которых была сварена из штампованных металлических деталей, а верхняя имела рамку для установки брезентового фартука с окошком.

В конструкции тента были учтены недостатки предыдущих моделей, что позволило улучшить защиту пассажиров от неблагоприятных погодных условий.

Две комплектации кузова. Грузопассажирский вариант имел две двери, два передних мягких сидения, две откидные лавки по бортам для шести человек и откидной задний борт. Командирский вариант имел индекс «А» и оснащался четырьмя дверями, двумя мягкими сидениями впереди и трёхместным диваном сзади.

ГАЗ-69А имел четырёхдверный кузов. Разрешение на использование иллюстрации любезно предоставлена автором Дмитрием Куршевым. Адрес: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11666
ГАЗ-69А имел четырёхдверный кузов. Разрешение на использование иллюстрации любезно предоставлена автором Дмитрием Куршевым. Адрес: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11666

Область применения.

Автомобиль получился удачным и быстро завоевал признание военных и гражданских специалистов, передвигающихся по бездорожью. Он использовался на целине, жарких пустынях, в северных широтах и экстремальных условиях арктических станций. В процессе производства шло совершенствование агрегатов «газика», повышающих его надёжность и расширяющих области его применения.

Автомобиль поставлялся во многие страны мира. В КНДР и Румынии было развёрнуто сборочное производство вездехода с последующей локализацией производства.

ГАЗ-69 различных модификаций стал незаменимым помощником военных и гражданских специалистов в СССР и других странах, став легендарным послевоенным легковым вездеходом.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются