Управленческий туман, скрывающий центр мишени
1) Кризис кризису рознь.
Какой кризис имеете в виду? В отрасли или в компании – это два разных кризиса! Между ними нельзя ставить знак равенства. Связующим будет роль и эффективность менеджмента. Покажем на формулах:
Только при «обнулении» менеджмента (общий) кризис отрасли, рынка, экономики превращается в (частный) кризис компании. Неразборчивость в кризисах выводит менеджмент за рамки кризисной ситуации и снижает жизнеспособность компании, а иногда создает парадоксальную выгоду для менеджмента: избавление от ответственности («Так ведь кризис!») и рост зависимости от ключевых персон («Как теперь без меня?»).
2) Кризиса компании без роли менеджмента не бывает.
Кризис возникает при сложении двух обязательных условий: «Неблагоприятные факторы действуют на всю организацию + Управляющее мировоззрение неадекватно ситуации = Кризис организации».
Споры – в чем причина, во внешних условиях или во внутреннем управлении – бесполезны. Всегда есть оба условия. И в том числе роль менеджмента, в большей (неправильная стратегия, высокая закредитованность) или в меньшей степени (не нашли решения при 70% падения спроса).
Второе условие кризиса – управление – проявляется в формах:
- Неадекватности – ошибочного определения причинно-следственных связей;
- Блокировки – создания защитных блоков вместо трансформации;
- Примитивизации – рассмотрение меньшего количества вариантов, чем сложность ситуации;
- Зацикливания – фанатичного следования одной установке;
- Повторения – использования прежних решений, работавших в прежних условиях, без критичной переоценки.
3) Кризис и проблема – «две большие разницы».
Нарекание кризисом всего подряд, осознано – в целях мобилизации или по незнанию, как диагностировать, служит плохую службу. Люди чувствуют «фальстарт», и в нужный момент спасать никто не станет. По сценарию притчи о мальчике, который несколько раз кричал: «Волки!». Жители деревни сбегались на помощь, но никаких волков не было. А когда волки пришли на самом деле, на крики мальчика уже никто не пришел.
Ошибки диагностики иллюстрирует другая притча, о слепых, изучающих слона. Один взялся за хвост и определил слона как веревку, другой за ногу – столб. Не разобравшись, с чем имеем дело – выбираем негодные средства, то ли молотком по воде, то ли гвоздем по камню.
Кризис (организации) – это устойчивое нарушение организационных связей, угрожающее разрушением организации в краткосрочном периоде, в условиях нехватки времени на корректирующие действия.
Кризис «разлит» по всей организации, в отличие от проблемы, локализованной в некоторой ее части.
Проблема – существенное противоречие, содержащее неопределенность. Она может стать кризисом при слабости менеджмента, невозможности купировать проблему и накоплении драйверов кризиса.
Разрешение кризиса предполагает не столько решение самих проблем, сколько адаптацию к внешней среде, интеграцию внутри организации и перезагрузку роли менеджмента. Работает формула: «Ты либо решаешь проблему, либо являешься ее частью». Если менеджер не решает проблему (кризисного ухудшения и изменения рынка), то становится частью внутреннего кризиса компании.
Непризнание кризиса - называние его проблемой – азрешение проблемы это безнадежная попытка через узкий участок с недостаточными инструментами исправить всю систему.
С другой стороны. Раздувание проблемы до масштаба (псевдо-) кризиса дезориентирует и демотивирует сотрудников.
Дорожная карта – что делать
Для гарантированного получения антикризисного эффекта надо сделать восемь шагов.
- Идентификация стадии кризиса
- Идентификация типа (развития) кризисной ситуации
- Оценка временного ресурса ( сколько осталось до точки невозврата)
- Оценка воздействующих (негативных) факторов: дезинтеграции внутри самой компании и дисбаланса взаимодействия компании сос внешней бизнес-средой
- Формирование антикризисной команды (штаба)
- Длинный (лонг) список решений
- Оценка и отбор решений ( по системе критериев)
- Планирование и мониторинг АК-программы действий
Предыдущая часть 1. Симулякры и подмены.
Следующая часть 3. Подробно 1-5 шаги дорожной карты