Найти в Дзене

Самая лучшая антикризисная стратегия. ч2 - кто виноват и что делать.

Оглавление

Управленческий туман, скрывающий центр мишени

1) Кризис кризису рознь.

Какой кризис имеете в виду? В отрасли или в компании – это два разных кризиса! Между ними нельзя ставить знак равенства. Связующим будет роль и эффективность менеджмента. Покажем на формулах:

Внешний К отрасли не равен возникновению К внутри компании
Внешний К отрасли не равен возникновению К внутри компании
Состояние компании сумма внешнего состояния отрасли и действий менеджмента
Состояние компании сумма внешнего состояния отрасли и действий менеджмента
Внешний К равнозначен возникновению внутреннего К в компании , только при условии , что менеджмент равен нулю.
Внешний К равнозначен возникновению внутреннего К в компании , только при условии , что менеджмент равен нулю.

Только при «обнулении» менеджмента (общий) кризис отрасли, рынка, экономики превращается в (частный) кризис компании. Неразборчивость в кризисах выводит менеджмент за рамки кризисной ситуации и снижает жизнеспособность компании, а иногда создает парадоксальную выгоду для менеджмента: избавление от ответственности («Так ведь кризис!») и рост зависимости от ключевых персон («Как теперь без меня?»).

2) Кризиса компании без роли менеджмента не бывает.

Кризис возникает при сложении двух обязательных условий: «Неблагоприятные факторы действуют на всю организацию + Управляющее мировоззрение неадекватно ситуации = Кризис организации».

Споры – в чем причина, во внешних условиях или во внутреннем управлении – бесполезны. Всегда есть оба условия. И в том числе роль менеджмента, в большей (неправильная стратегия, высокая закредитованность) или в меньшей степени (не нашли решения при 70% падения спроса).

Второе условие кризиса – управление – проявляется в формах:

  • Неадекватности – ошибочного определения причинно-следственных связей;
  • Блокировки – создания защитных блоков вместо трансформации;
  • Примитивизации – рассмотрение меньшего количества вариантов, чем сложность ситуации;
  • Зацикливания – фанатичного следования одной установке;
  • Повторения – использования прежних решений, работавших в прежних условиях, без критичной переоценки.

3) Кризис и проблема – «две большие разницы».

Нарекание кризисом всего подряд, осознано – в целях мобилизации или по незнанию, как диагностировать, служит плохую службу. Люди чувствуют «фальстарт», и в нужный момент спасать никто не станет. По сценарию притчи о мальчике, который несколько раз кричал: «Волки!». Жители деревни сбегались на помощь, но никаких волков не было. А когда волки пришли на самом деле, на крики мальчика уже никто не пришел.

Ошибки диагностики иллюстрирует другая притча, о слепых, изучающих слона. Один взялся за хвост и определил слона как веревку, другой за ногу – столб. Не разобравшись, с чем имеем дело – выбираем негодные средства, то ли молотком по воде, то ли гвоздем по камню.

Кризис (организации) – это устойчивое нарушение организационных связей, угрожающее разрушением организации в краткосрочном периоде, в условиях нехватки времени на корректирующие действия.

Кризис «разлит» по всей организации, в отличие от проблемы, локализованной в некоторой ее части.

Проблема – существенное противоречие, содержащее неопределенность. Она может стать кризисом при слабости менеджмента, невозможности купировать проблему и накоплении драйверов кризиса.

Разрешение кризиса предполагает не столько решение самих проблем, сколько адаптацию к внешней среде, интеграцию внутри организации и перезагрузку роли менеджмента. Работает формула: «Ты либо решаешь проблему, либо являешься ее частью». Если менеджер не решает проблему (кризисного ухудшения и изменения рынка), то становится частью внутреннего кризиса компании.

Непризнание кризиса - называние его проблемой – азрешение проблемы это безнадежная попытка через узкий участок с недостаточными инструментами исправить всю систему.

С другой стороны. Раздувание проблемы до масштаба (псевдо-) кризиса дезориентирует и демотивирует сотрудников.

Дорожная карта – что делать

Для гарантированного получения антикризисного эффекта надо сделать восемь шагов.

Дорожная карта
Дорожная карта
  1. Идентификация стадии кризиса
  2. Идентификация типа (развития) кризисной ситуации
  3. Оценка временного ресурса ( сколько осталось до точки невозврата)
  4. Оценка воздействующих (негативных) факторов: дезинтеграции внутри самой компании и дисбаланса взаимодействия компании сос внешней бизнес-средой
  5. Формирование антикризисной команды (штаба)
  6. Длинный (лонг) список решений
  7. Оценка и отбор решений ( по системе критериев)
  8. Планирование и мониторинг АК-программы действий

Предыдущая часть 1. Симулякры и подмены.

Следующая часть 3. Подробно 1-5 шаги дорожной карты