Найти тему
Вадим Климов.

Раскатисто чинный. По Шукшину.

Фото Александр Волобуева.
Фото Александр Волобуева.

Многие ле́та — всем, кто поёт во сне!

Все части света могут лежать на дне,

Все континенты могут гореть в огне, —

Только всё это — не по мне!

“И разыгрались же кони в поле…”

Если театр носит имя писателя, да еще находится на родине писателя, деваться некуда надо ставить спектакль в юбилейный год писателя. В.М. Шукшину 90 лет . Открытие театрального сезона в Алтдраме имени Шукшина. Режиссер Максим Астафьев. инсценировка почти 10 рассказов. Участвуют все. Или почти все. Массовый выход, Хоровод персонажей и артистов всех поколений, смотр сил, парад перед сезоном.

Есть на парадах такой момент когда войска идут и идут, а пора бы уже выкатывать ракеты и запускать самолеты последнего поколения. Так и с этим спектаклем, он все идет и идет, а ракеты не летят и не летят. Но это не значит, что все вялотекуще, нет - нет, все бодренько, душевно, трогательно. Но длинно, в смысле тягуче.

Шукшина можно смотреть долго, он как, Катунь в нижнем течении, не величественный и не величавый, а раскатисто чинный. Так как это был многонаселенный спектакль, то отметились все артисты, от новеньких, до стареньких. Вышел на сцену наш дорогой Народный артист Георгий Тихонович Обухов и был прекрасен. Много в спектакле интересных и хороших ролей, среди которых встречаются крупинки такого блеска, что даже бриллианты министерки культуры тускнеют. (см. PS) Лена Кегелева в эпизоде Сапожки играет на каком то недосягаемом эмоциональном уровне. Там и Антон Кирков не уступает супруге.

Фото А. Волобуева. НАР актер Г. Т. Обухов.
Фото А. Волобуева. НАР актер Г. Т. Обухов.

Режиссер разбил спектакль на два важных географическе социальных пространства. Первое действие - деревня и второе - город. Меня последнее время занимает мысль о том, что сам Шукшин находился во внутреннем конфликте, перестав быть деревенским и не став городским. Это наверное одна из сложнейших проблем современности, когда деревня переезжает в город и вписывается в его культурно социальную среду. Астафьев чувствует это и пытается исследовать. Длинный, хороший разговор о сложности человеческого характера получился. В спектакле не так много музыки, как было раньше в постановках Астафьева и мне показалось, что режиссер наступил на горло собственной песни. Главный мотив постановки “Песня беспокойства” Высоцкого.

Стоит отдельно сказать о ключевом монологе в исполнение Константина Кольцова, который, наверное, по замыслу постановщика говорит самое главное. Это монолог Попа из рассказа “Верую”. Кольцов гигант. Можно было легко скатится до пародии евангелиста проповедника или до афроамериканской протестантов. Аллилуйя. У Кольцова поп говорит о зле и добре почти по Булгаковски. И это достойно. Бог с ним.

фото А. Волобуева. актер К. Кольцов.
фото А. Волобуева. актер К. Кольцов.

В постановках по рассказам есть два пути))). Первый это показывать отдельные эпизоды, а второй связать их единым героем. Есть у Астафьева такая попытка - Максим из “Верую”. Но не срослось. А так все прекрасно. Душевно же. Сердечно.

Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони!

Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

Этой песни в спектакле нет, не так прямолинейно мыслит режиссер.

Финальный рассказ в спектакле это такая бессмысленная трагедия. Осмысленная трагедия это героизм, а тут безволие и слабость. Это рассказ “Жена мужа в Париж провожала”. Артист Виктор Осипов точный, но не жалкий. Он же тупо домашний тиран, который винит во всем жену и ее родственников. Такой злобный бухающий Афоня. Но его все жалеют, потому что он страдает о деревне, сбежав к лучшей жизни, плачет по родине. Вот в этом вся глубинность спектакля.

Все страдают, герой финального рассказа о какой то прошлой жизни, хотя она рядом и ему никто не мешает вернутся. Герой Георгия Обухова о том, что был слаб и не мог вовремя рявкнуть. Мать страдает о сыне гопнике, который напился, просадил деньги вырученные на свадьбы с вокзальными аферистками. Один избил жену и соседа, другой вшивый интеллигент получает по шее за то, что хамит.

Душевыварачиаающие страдания, превращенные автором в анекдот. Поучительные истории рассказанные в понятной и доступной форме короткого рассказа. Эх.

фото А. Волобуева. актер В. Осипов.
фото А. Волобуева. актер В. Осипов.

Совесть народная в каждой строчке Шукшина. И на сцене все это в какой то момент превращается в театр эстрадных миниатюр. Артисты вынуждены что то двигать, толкать и выносить реквизит. А, да. Обязательно должно присутствовать видеопроекция. А как же теперь быть современным без этакой инновации.

Прав поп - герой Кольцова. “Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно -- с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает.”

Да уж. Длинных песен не бывает. Раньше сказали бы душевно, теперь высокодуховно и сочувственно.

Жалко мне коней и дельфинов. С праздником дорогие товарищи. С премьерой и с открытием театрального сезона в Барнауле. А рассказа, название которого вынесли на афишу “И разыгрались же кони в поле…” вы не увидите, скорее всего в процессе работы его сократили. Выбросили слова из песни, а название осталось. Рассказ то важный, о природе творчества.

PS.

На спектакле присутствовал губернатор Алтайского края В. П. Томенко. После премьеры он зашел за кулисы и поздравил артистов. Было это неподдельно и не притворно, человечно.

Министерка культуры - это метафора и не имеет отношения к министру культуры правительства Алтайского края Е. Е. Безруковой.

В.А. Климов.