Николай Зайцев — российский педагог дошкольного и начального обучения. широко известный своими системами обучения чтению по доработанному методу "складов" предложному Львом … Полезность и значимость методик Николая Зайцева подтверждается научным сообществом ученых-педагогов, которые регулярно проводят научно-практические конференции посвященные использованию наглядных пособий педагога-практика. (Википедия)
Если Вы не знакомы с таблицей Николая Зайцева и не хотите о ней читать более подробно, то в этой статье я для вас расскажу, что вы можете вынести полезного для обучения ребенка, имея под рукой эту таблицу.
Я на базе таблицы Зайцева попыталась сделать универсальную таблицу, которая позволила бы разобраться в звуках нашего алфавита.
Такая таблица будет полезна и тем, кто обучается в школе, и тем, кто только делает первые шаги в чтении.
Когда ребенок понял, как соединять согласную букву и гласную в чтении, по этой таблице можно отрабатывать чтение слогов типа «согласная-гласная». Так же по таблице можно учить звуки, лучше, если она перед глазами ребенка будет в цветном виде. Если нет возможности распечатать таблицу в цветном варианте, распечатайте в черно-белом и раскрасьте ее, либо напишите все цветными фломастерами, используя те же цвета, что и на картинке. Потому как эти цвета используются практически во всех обучаемых материалах.
Обучаясь чтению слогов и используя эту таблицу, пробуйте ребенку параллельно рассказывать, какие звуки он слышит в слоге, когда его прочитывает: глухие звуки эти или звонкие, мягкие или твердые, гласные или согласные. Конечно, не все сразу будет получаться, но потихоньку эта информация в конечном итоге осядет в голове, и ребенок не будет делать ошибок, когда будет учиться в школе, либо ему будет гораздо легче усваивать материал школьный относительно других учеников.
Хочу обратить внимание, что изучая звуки в алфавите, многие пользуются мультипликационными видео, выложенными в интернете. Но, к сожалению, практически все они неправильно озвучивают глухие звуки. Повторяя за диктором, ребенок в последствии путается, какая же согласная звонкая, а какая глухая.
Немного о таблице, представленной в этой статье.
Гласные буквы и их звуки обозначаются красным цветом. Учить гласные лучше парами. Можно сказать, что гласные делятся на две группы. Одна группа (а, у, о, э, ы) заставляет согласных быть твердыми. Другая группа (я, ю, ё, е, и) заставляет эти же согласные быть мягкими. Это наглядно показывает в таблице первый ряд (обратите внимание: он двойной окраски — темно синий и коричневый). Это парные согласные «звонкие-глухие», звонкие — это темно синий цвет, глухие — это коричневый цвет. Б-П, В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш. Звонкие произносятся с голосом, глухие — произносятся без голоса, можно сказать, что мы их практически шепотом говорим). Второй ряд, очерченный темно синей рамкой — это непарные звонкие согласные, Л, М, Н, Р, Й. Ряд в коричневой рамке — непарные глухие согласные, Х, Ц, Ч, Щ. Практически все согласные могут быть твердыми или мягкими. Это показано в таблице светлым синим цветом (твердые) и светлым зеленым цветом (мягкие). Исключение составляют буквы Й, Ч, Щ, они всегда мягкие, и Ж, Ш, Ц, они всегда твердые.