Часть 4
Часть 3 — вот
Часть 2 — здесь
Часть 1 читайте здесь
ЗАУТРЕННЯЯ, ЗАВТРАК
Следующим ярким первым опытом была первая «заутренняя». Медитация с 4:30 до 6:30 (я упорно много дней думала, что она до 6:00 и сильно мучалась со своими внутренними часами). Мы расселись, натянули капюшоны, укутались в пледы и началось... ничего.
Ничего не началось.
Учителей нет. Тишина. Слышно, как просыпаются птицы и, вообще, августовская природа района Орехово-Зуево. Красота.
Я поняла, что ждать никого не надо минут через 15. Значит, можно медитировать (уже 15 минут как можно).
Через какое-то время эта вся прелесть мне наскучила. Через еще какое-то — надоела. Потом я услышала как тихо втекают в медитационный зал наши учителя, нежно едва уловимо поскрипывают своими столиками... и Гоенка начинает петь свои смешные мантры.
По первой медитации на 0 день я помню, что когда конец (медитации) близок, учитель включает песнопения. Оно длится минут 5, потом заветные Bhavatu sabba mangalam, ученики дружно отвечают 3 раза «Sadhu» (так точно, мы тоже так думаем, хорошо сказал, огонь и тп) и — свобода (читайте — сон). А в случае утра, видимо, завтрак.
Нет, не так. З А В Т Р А К З А В Т Р А К П Е Р В Ы Й З А В Т Р А К! ! ! !
Было отпето уже 3 долгих песни, я ждала и ждала пожелания всем счастья на низком старте, на сколько можно быть на низком старте из позы верхом на валике с ноющими коленями. Но долгожданных слов НЕ звучало.
Это была мука.
Правда. Эта мука повторилась еще несколько раз, пока я не поговорила с учителем и не получила разрешение медитировать по утрам в своей келье, но об этом тоже позже.
К моменту, когда Гонка наконец произнес пожелание всем счастья, я прошла через все стадии принятия: отрицание, рационализацию, торг и остальные. Даже этап принятия я, кажется, прошла несколько раз.
В итоге я «плыла» на завтрак в каком-то дзенском (простите за каламбур) разочаровании (не в том состоянии, в которое бы попала, случись все по моему внутреннему таймингу). Все, как и я, плелись на завтрак, но довольно бодро плелись. Завтрак же! Первый...
В столовой тепло и влажно.
В меню — бананы, половинки яблок и четвертинки апельсинов, пока (!) без ограничений. (Нас предупреждали, что могут появится таблички «по столько-то в руки»).
Все с перепугу набрали по 2-3 банана, и дальше кто сколько чего больше любит. После — внушительное корытце с салатом из морковки яблока и изюма. Этот салат единственный был неизменным каждый день на протяжении всей практики.
Миска, ложка, чашка.
Можно взять 1 миску, 1 ложку и 1 чашку. Толстовка с карманом на животе была очень кстати, фрукты отправились туда. Миска заполнилась салатом почти полностью. У меня еще были порывы сохранить статус сыроеда (которым, я, конечно же, больше не являюсь), но прохладное утро не дало пройти мимо гигантской кастрюли с овсянкой на воде. Я решила, ок, если я тут монах — буду питаться как монах — что дадут; и шлепнула себе 1/5 половника (тоже огромного) каши. В общем, мне понравилось.
Из напитков можно было пить горячее молоко или заварить себе чай — черный, зеленый, травки для пищеварения, для очищения и прочие.
Травки были славные. Они стали постоянным атрибутом моего дня. Правда, чаще я пила их уже вечером и между приемами пищи. Но на завтрак хотелось горячего.
Набив желудок я отправилась в свою комнату. От опытных знакомых слышала, что многие быстро едят и падают спать до следующей медитации. Моя соседка уже спала на своей кровати.⠀Я залезла под антимоскитную сетку, свернулась калачиком и отключилась до следующего гонга.⠀
ВТОРОЙ ПОДХОД К МЕДИТАЦИЯМ И ПЕРВЫЙ ОБЕД⠀
Гонг. Он поднял меня примерно так же, как и первый в 4 утра. Точно знаешь, что у тебя есть 10 минут до момента, как надо будет уже сидеть в медитационном зале. Этого более чем достаточно, чтобы попить воды, зайти в туалет (даже при наличии очереди) и дойти до зала. И даже чтобы поудобнее усесться, переминаясь на своих валиках и подушках.
Медитация с 8 до 9 утра.⠀ ⠀
Очевидно, что час — гораздо легче, чем два. Этот час начинается с короткого песнопения и инструкций Гоенки. Учителя молчат. Гоенка предлагает следить за дыханием, никак не воздействуя на него, не изменяя. Просто наблюдать.
Неспешно проходят 60 минут, Керин (учитель женщин) говорит «Have a short brеak and com back to the hall». Менеджер-переводчик переводит. ⠀
И тут я понимаю, что сейчас — 9 утра.
ТОЛЬКО_ДЕВЯТЬ_УТРА. 9 утра первого дня, Карл!!
А я что-то уже насиделась в медитациях и мне бы что-нибудь поделать еще.
Перерыв — это минут 5. На туалет, попить и вернуться. Опять гонг. И ноги ведут обратно в зал. Еще одна медитация на 2 часа. ⠀⠀
Радует только одно — потом обед.⠀
Опять усаживаемся поудобнее, опять слушаем похожие инструкции, которые начинаются с тягучего скрипучего голоса Гоенки, оформленного в словах «Start agaaaaaiiiin... start agaaaaiiiin» и я понимаю, что сейчас действительно я начну делать again то, что уже делала 2 часа до завтрака и час после, вот буквально 10 минут назад закончила, и начну опять. Без цели, без достижений, без плана действий, без взлетов и падений, просто наблюдать свое дыхание, никак на него не воздействуя.
Честно говоря, смириться было непросто.
Да и вообще, первый день — самый трудный. Не второй, как говорили в лекциях позже, не пятый (об этом тоже позднее), а первый. Но стоит вернуться к этому, когда повествование таки дойдет до конца дня (скоро, надеюсь, но сами понимаете).⠀
Не лирическое отступление: когда я начала писать этот отчет, я думала что-то вроде «окей, Юля, ты потратишь на отчет целый день 19-ого числа (последний день випассаны, когда утром отдают телефоны и все разъезжаются по домам, близким или далеким), целый день! А потом примешься за выполнение кучи пропущенных домашних заданий по текущему online-курсу и за все-все остальное». Когда утром 20 августа я осознала, что отстучав пальцами почти весь день я подобралась только к ПЕРВОЙ медитации ПЕРВОГО полного дня, я, конечно, приуныла. И решила, что так дело не пойдет. Сначала текущие важные задания. Отчет надо было отложить. Продолжить удалось только через 2 недели. Но я продолжила. Стоит так же добавить, что после завершения описания всего первого, к отчету я вернулась... через 6 месяцев. И не совсем внезапно.
Итак, вторая двухчасовая медитация.
Я была уже наслышана, что в какие-то моменты придется сидеть бездвижно час, и, как умная девочка-отличница, решила тренироваться с первых медитаций. То я давала себе слово не открывать глаза до самого финала, то — постараться до финала не двигаться, получалось это не без труда, а, если честно, не получалось по-началу вообще. Я то и дело открывала глаза и рассматривала затылки мужской половины зала, пыталась найти позу более удобную, чем выбрала в начале, просто смотрела на все, что могло меня хоть как-то заинтересовать и развлечь. (Особенно развлечь).
КСТАТИ о более удобной позе важное (!): если вы, как и я, не можете похвастаться обширным опытом сидения в медитациях, если у вас не больно шибко «раскрыт таз», как это модно говорить, вам то и дело, с каждой новой позой и медитацией будет казаться «ЭВРИКА! Я НАШЕЛ ТУ САМУЮ ПОЗУ В КОТОРОЙ СМОГУ ПРОСИДЕТЬ ЧАС! ОНА ТАКАЯ УДОБНАЯ И КОМФОРТНАЯ! У МЕНЯ НИЧЕГО НЕ ЗАБОЛИТ!» — эта лучезарная идея будет сохраняться в вашем сознании минут 10-15. Такой позы не существует.
Это сразу, чтобы вы не питали лишних иллюзий относительно процесса. Сложно сосчитать, сколько раз за эти 10 дней я грезила идеей нахождения идеального положения рук, ног, идеального сочетания подушек. Но нет. Все равно все либо затекает, либо немеет, либо болит. Сильно болит. Очень сильно болит. И ты в аду.
Заинтересовать и развлечь в зале могло немногое.
И я начинала заново — концентрацию и обещания. Вторая невыносимая пара часов оканчивалась гонгом, не песнопениями. Все участники вставали по-разному. Кто подлетал пулей, кто оставался руками раскладывать свои ноги в положение, из которого можно попробовать встать. Я двигалась к выходу через легкую боль.
Меня ждал первый обед. 😍
В столовой не было фруктов. Зато было опять корыто салата, другого, овощного, с высоким содержанием капусты. По столовым принадлежностям — все так же — ложка, миска, чашка.
Предпочтение опять было отдано салату, заполнившему почти 90% моей алюминиевой посудины (довольно объемной, кстати), всегда в столовой есть поднос со специями, растительным маслом и соевым соусом.
Я обильно засыпала и полила салат всем, что нашла, к чаю есть лимон дольками — еще и надавила пару долек для соуса. Салат вышел шикарный. Но в огромной кастрюле призывно дымилась горячая каша, кажется, гречневая (кажется — потому что сильно разварившаяся) с какими-то овощами.
Пахла вкусно и манила.
Я шлепнула себе опять 1/5 половника.
С мыслью о том, что я не буду сыроедить, я, на самом деле, почти смирилась еще в день 0. Тогда я подошла к помощнику учителя и сказала так и так, я - сыроед, а он развел руками и ответил, что Випассана не для того, чтобы выпендриваться и выбирать. Хотя в конце курса я узнала, что кое-кто все-таки остался приверженным своим сыроедным взглядам.
Овощной суп я проигнорировала.
Каждый обед стояла сметана. И хлеб. И все это пользовалось популярностью (сметана вообще заканчивается в первые 15 минут, и специальную барышню-служащую шепотом просят принести еще).
В первые дни я держалась от сметаны как можно дальше, позже — сорвалась и устроила себе пару сметанных счастливых дней.
«Тематические дни» были тоже хорошим развлечением для головы. Как я говорила, еда вообще была главным развлечением.
Я еще не раз вернусь к теме еды. Есть можно было где угодно — в столовой или на территории, в корпус еду проносить строжайше запрещено, в медитационный зал и подавно.
Погода стояла отличная, девушки в основном разбредались по пенькам и немногочисленным скамейкам небольшой женской части. Я тоже выходила греться на солнышко.После еды все возвращаются в столовую (если ее покидали) и скидывают пищевой мусор для коров в одно ведро, непищевой и цитрусовые — в другое, и моют тарелку с ложкой в тазу с мыльной водой, после чего споласкивают вместе с чашкой в другом.
Дальше — свободное время.
Многие идут спать в комнаты. Но на улице жарко и хорошо, до Москвы больше 100 км, вокруг сосны и березы.. Я, глядя на первопроходцев, взяла кусочки пенок рядом с залом и упала на травку в тени.
Загорать запрещено.
Не только потому, что это предполагает значительное оголение тела, но и потому, что «мы тут работаем с тонкими ощущениями, а загар — ощущение грубое».
Понятна фраза в кавычках стала на 4-5 дни. Но правило есть правило.
На свежем воздухе после обеда погружаешься в прекрасную дрему. Я слышала, что в перерывах многие моются и стирают. Но у меня было более чем достаточно белья и одежды на 10 дней, чтобы этого не делать, а мылась я утром и вечером, принимать душ ещё и днём был бы уже перебор. Поэтому до 3-ей серии медитаций я опять сладко спала.
Продолжение — в следующей статье. Будет странно, смешно, стыдно, грустно и потом все-таки хорошо. Подписывайтесь на мой канал, чтобы увидеть новые серии в своей ленте.
Текст и коллажи: Юлия Сверчков