ИПэшники-одиночки и главы крупных корпораций, все без исключения задумываются об экономии, оптимизации, снижении расходов без потери производительности. Но опять же, хочется избежать рисков.
Вот три основные вещи, на которых нельзя экономить. Они касаются предпринимателей и руководителей любого уровня.
Кстати, я сейчас говорю не только про финансы. Но и про время, которые руководители затрачивают на управление бизнес-процессами по этим вопросам, и вообще любых других ресурсов. Например, персонала и его обучения.
1. Клиенты.
Никуда не денешься. Нужно тратить на привлечение клиентов, на тестирование каналов и инструментов рекламы. И не забывать о выстраивании системы удержания клиентов.
Без притока клиентов нет бизнеса и продукт никому не нужен. Сюда же относятся и вопросы удовлетворенности клиента продуктом, обслуживанием.
В общем, как бы не обстояли дела в компании, продажи – в приоритете!
2. Безопасность.
Сохранность данных, технологий, конфиденциальной информации. Избегание ситуации с утечкой информации. Безопасность условий труда самих работников. И, естественно, безопасные условия для клиентов.
3. Развитие.
Ведение бизнеса – это езда на велосипеде. Как только остановишься – сразу падаешь. Нельзя откладывать вопросы развития на потом, даже если сейчас все идет сравнительно неплохо.
Продукт может устареть. Конкуренты могут оказаться проворнее, а клиенты – требовательнее, чем Вы думали изначально.
Поэтому процесс тестирования новых продуктов, изучения рынка, мнения потребителей должен идти непрерывно. Хоть какую-то долю средств обязательно на это нужно выделять. При чем не только, когда все плохо, а даже когда Вы на пике популярности. Если не вкладываться в ЗАВТРА, то оно может и не наступить для компании…
На все другие сферы, конечно же, тоже нужны затраты. Но если неизбежен план сокращения расходов, то лучше начинать раскулачивание с других направлений, не касаясь клиентов, безопасности и развития.
Вера Бокарева, тренер, консультант по продажам и личной эффективности, д.с.н.
Друзья, как считаете, на чем еще нельзя экономить бизнесмену?