«Наш новый фильм, который снимали все лето... надеемся оно того стоило»
С этого сообщения началось для редакции утро 1 сентября 2019 года, дня релиза дерзкого проекта «Pushka Studio» - крохотной «семейной» студии, студии на вере, скажем так. Это пустяковое событие заставило нас всерьез задуматься о нелегкой судьбе никому не известных деятелей искусства. Тяжело работать на голом энтузиазме (а иногда и без энтузиазма), снимать порою «годное» кино, но все еще оставаться в тени «Самого лучшего фильма», «Самого лучшего фильма-2», «Самого лучше фильма-n».
«Саботаж» Всеволода Пушкина начинается с меланхоличных размышлений главного героя - безымянного отставного пожарного - о родине на фоне тусклых, и потому выразительных визуальных образов. Пресловутый ковер на стене видимо существует, чтобы приблизить зрителя к нутренной России, к той России, которая осталась где-то в прошлом, вместе с еще живой надеждой на безмятежное счастье. Покинув навсегда дом пожарного, оное (по закону сохранения энергии) никуда не пропало, а повелось на бабло и перебежало под уютную замшевую крышу новенькой Хонды. Беззаботные, развязные, безнравственные, но кайфующие от этого подростки едут на дачу предаваться кутежу. Как нельзя более прозаично, однако, страницы дневника жизни пожарного перемешиваются с шуточным блогом подростков, снятым, что любопытно, на камеру 90-х годов.
В общем проклятие русского кино этот фильм не миновало: сюжетная линия едва ли может являться поводом для просмотра ленты. Чем бы ни была эта картина: очередным наездом на разлагающий все и вся бардак 90-х или просто унылой философщиной о несправедливости и, в общем-то, низкой ценности земной жизни, - до самого финала события развиваются тривиально. Однако искушенному зрителю есть чем поживиться, многочисленные детали и пасхальные яйца, которыми пестрит действие ,заставляют взглянуть на творение молодых артиллеристов, как на образчик неосимволизма (см. фотогалерею). Набившая оскомину «Лунная соната» на фоне не более оригинальной исповеди главного героя, по словам сценариста, «должна стать своеобразным глумлением над привычкой нынешних киноделов изображать «человека страдающего» какого играл, например, Серебряков в «Левиафане». Они считают, что русского в горе хлебом не корми - дай спиться, объебаться до самозабвения, или в стену уткнуться, пока паранойя не сожрет. Похожую тему мы поднимали в «Иване», нашей дебютной ленте». Концовка же, по мнению редакции, должна пристыдить производителей современных боевиков, пренебрегающих реализмом ради того, чтобы держать зрителя в напряжении.
Но еще больше хочется похвалить людей просто за то, что они завершили-таки работу над многострадальной картиной. Из беседы с режиссером стало понятно, что публика ее могла и не увидеть: «Мы сначала связались с таким человеком, который добрую часть сценария мог запороть. Он когда кастинг проходил, говорил, что чуть ли не Шумахер там, а в итоге развернуться на трассе элементарно не смог. На самом деле просто безальтернативная кандидатура была, никому это не нужно ведь, за редким исключением - кино снимать. А потом нашли на эту роль актера, там и квадрокоптер появился, тоже по сути совершенно случайно.» Иными словами, тот продукт, которым сейчас мы можем наслаждаться, именно в таком виде существует благодаря цепочке событий совершенно непостижимой. Многое из появившегося в ленте - плод спонтанных решений, однако, к сожалению, студиям такого уровня ничего не остается, кроме как держать руку на пульсе и ждать любой возможности сделать свое детище привлекательнее. Но были у ребят и свои идеи, которые ценой большого труда были реализованы. «Больше всего мы намучились с VHS-камерой, там съемка поскольку велась на ограниченном пространстве с двух камер сразу, потом пришлось все это переформатировать и стыковать, но идея с записью на пленку в итоге окупилась. Не в плане денег, денег нам никто не платит, но в плане эмоций: наших и наших немногочисленных зрителей».
Практика многовековая: кинематографисты убеждены в том, что пресловутая зрелищность является залогом успеха. Стоимость графики и декораций, по их мнению, находится в прямой зависимости с размером кассовых сборов. Недавно столетнюю годовщину провала отпраздновал фильм Дэвида Гриффита «Нетерпимость». Вбухав страшные миллионы долларов на декорации, режиссер успеха не снискал, даже киностудию пришлось продать. Что ж, Пушке это не грозит. Их, если позволите, пуританский подход к киношным излишествам, не только позволяет работать с бюджетом в размере чека на бензин, но и не дает вниманию зрителя распыляться на нарочито дорогие, показушные эффекты. Команда готовит не зрелища, а хлеб - пищу для размышлений. За остальным можете обратиться к господину Гриффиту.
Так уж вышло, что наша редакция с прошлыми фильмами кинокомпании была знакома на протяжении довольно длительного времени. Можно с уверенностью сказать, что не зря изможденная от постоянного залпа «Pushka» взяла почти годичный перерыв. «Саботаж» вышел на порядок взрослее всех прошлых работ. Всеволод Пушкин и коллеги не просто порадовали нас приятной картинкой, на показали пускай и заезженную, но непредсказуемую и в своем роде уникальную историю, ввели в повествование любопытную систему двойников, они сделали все, чтобы мы, зрители, смогли унюхать дух давно ушедшей эпохи. И все же они не лишили свой фильм некоторой доли фарса.
ФОТОГАЛЕРЕЯ