Хожу на эту ярмарку каждый год, конечно. Любопытно наблюдать, как действуют в долгосрочной перспективе стратегические решения организаторов (часто очень непопулярные в моменте), и как растет и развивается этот организм.
Например, в интернетах стоял вой до небес относительно неучастия «ведущих московских галерей», по поводу ограничений на количество авторов на стенде, по поводу неприезда иностранцев и непривоза звездных авторов.
Но проходит год, два, и политика создания осмысляемого целого вместо мега-магазина - приносит свои плоды. В первую очередь, в отношениях с покупателями. А это выливается в то, что галеристы продают - а значит, на следующий год будет больше желающих поучаствовать, и вот уже иностранные галереи подтянулись - это не «голубые фишки» арт-коммерции, не Pace и не Gagosian, но шаг за шагом, стежок за стежком, год за годом.
Нет ничего глупее для галериста, чем приехать за пол-мира, привезти статусное дорогущее искусство - а потом увезти его обратно. Самое первое издание Cosmoscow примерно таким и было - очень представительным и с прекрасным контентом - и с никакими продажами, потребовались годы, чтобы преодолеть разочарование международных участников.
И это получилось. Надеюсь, Giorgio Persano Gallery (Турин) продаст своего зеркального Микеланджело Пистолетто за жуткие тыщи. Один из моих любимых художников, пусть все сложится; причем классик приехал сам в Москву и дает сегодня artist talk.
Выставившая моно-стенд Штефана Балкенхола Galerie Forsblom уже радостно рассказывает о сделках.
(А лично я себе купил бы «Noblesse Oblige (Тыквенные семечки)» берлинского коллектива Slavs and Tatars у Raster Gallery из Варшавы.)
Небольшое замечание на полях. На стендах местных галерей не найти примерно половину моих любимых русских художников, и это совершенно нормально. Это ярмарка, а не выставка Best Of. Бывает, что очень сильные авторы не имеют толком рынка в России (или вовсе его не имеют). Для галериста выставлять что-то, ориентируясь на идеальные представления о мире, а не на свои возможности продать (соответственно, на знание своего покупателя) - верная дорога в никуда.
С другой стороны, пройти по вибрирующему канату, не свалившись в салон и при этом создав приемлемые условия и для зрителей (а эту ярмарку вполне возможно осмыслить за 1 заход), и для галеристов (которые конечно предпочли бы выставить все лучшее сразу) - это вызов для экспертного комитета.
В результате, я думаю, будут недовольные участники, не все продадут одинаково, кто-то не вернется на будущий год - но это нормально, если большинство все же будет успешно и захочет повторить. И если будут подтягиваться новые и новые желающие; если этих желающих станет больше, если начнут выделяться сателлиты, и т.д. и т.п.
Итак, что нового:
- приехали иностранцы (но, к сожалению, не грузинские галереи; это ожидаемо и печально). Иностранные галереи привезли статусное дорогое искусство.
Некоторые показали в России русское искусство тоже, вплетя его в собственный контекст (и сэкономив на перевозке): например, Raster сделал мини-выставку Льва Повзнера, тем самым запустив диалог с его сыном Александром, представленным XL и XL Projects.
C+N (Милан) показал броского Арсения Жиляева вместе со статусным итальянцем Альберто Гарутти (Alberto Garutti) и англичанином Роджером Хайорнсом (Roger Hiorns).
- много, прямо много всего тиражного. Мировой тренд: ориентироваться на начинающего небогатого коллекционера, любой ценой расширять клиентскую базу, предлагая заведомо классные вещи сравнительно недорого (хотя у Герхарда Рихтера тиражи могут стоить десятки тысяч). Тиражи - не только принты, это могут быть более осязаемые вещи. В этот раз самое оригинальное тиражное предложение было у Arttube - свитеры ручной вязки от Алины Глазун:
и щарфы-чеки от Сяйлева (и его же силиктные «дома»):
Вот дома:
Там же банки и плитки от Люды Барониной:
Iragui показала вышитые спортивные штаны от Ирины Петраковой. У Jart - целый проект из графики и линогравюр самых разных авторов (дизайн стенда - Ира Корина и Илья Вознесенский).
Shaltai Editions выдвинул НАТИ - «Новый Архив Тиражного Искусства»:
Там же в Shaltai фотография (ручная печать) Таус Махачевой:
И в прибарной зоне - Cubed Лены Крыловой с самого разного рода предметами для дома и быта.
- Не было бесплатных коктейлей от Белуги, и это просто очень хорошо. Открытия, куда люди идут целенаправленно выпивать - это полный бардак, толпы пьяных, сам пьяный, ничего толком не посмотришь. В этом году алко-спонсором был Рюинар; разумеется, бесплатное шампэ моментально закончилось, и стало за 1300 руб бокал - на открытии и его все выпили в какой-то момент. Нормальный бар было бы неплохо завести (он какой-то есть, в нижней части, где секция детского творчества и проход к туалету - но о нем надо еще знать, и там очереди большие).
Вообще, если вдуматься, Cosmoscow -это одно из самых светских в году мероприятий, связанных с современным искусством. Толпы народу. Самая непопулярная мера - разделения вип-карт на страты по времени прохода - традиционно приводит к тому, что некоторые коллекционеры или арт-деятели приходят не в свой слот, и начинаются обиды - ну фиг знает, это показатель спроса и необходимость тщательно планировать гостей; лично я не знаю, как с ажиотажем бороться и нужно ли. После 8 на вернисаже было уже совсем битком. Если бы еще такое количество желающих приобщиться к модному мероприятию выливалось в аналогичное количество продаж, было бы совсем хорошо. Все фотографируют «Котика-розу» Дамира Муратова (11.12, Москва), и при этом на вчерашний день никто его не купил.
Но со временем представление о том, что хвастаться перед гостями такой покупкой круче, чем новым креслом - впитается, я уверен. См. выше, стежок за стежком, по-своему хорошо даже то, что люди приходят сделать селфи и запостить сториз с комментами «не понимаю я это ваше современное искусство» - даже если кто-то приходит только на светское мероприятие, это значит, что градус желанности зашкаливает.
В основной проект вброшена пригоршня некоммерческих историй - художники года Cosmoscow, МишМаш, сделали серию работ-интервенций про существование в расщелинах между позолоченным фронтом и изнанкой искусства:
Credit Suisse присудил премию (и показал на «центральной площади») Игоря Самолета.
Qatar Airways - сделали фотопроект, где хедлайнер - Данила Ткаченко.
Ира Корина соорудила раскачивающуюся надувную рощу. Гараж построил стенд, воссоздающий квартиру («творческую кухню») Владика Монро. Еще в collector’s lounge - моно-выставка Дубосарского и Виноградова про «подводную жизнь» Москвы, это 2003 год - действительно как подводная жизнь сейчас воспринимается, другая историческая эпоха, экономический подъем, бум светской жизни и арест МБХ.
Этой Москве 2003-го в каком-то смысле противостоит Collector’s eye - выставка намоленного искусства, подобранного AI (искусственным интеллектом) под руководством Александра Буренкова; насколько я могу понять, AI наотбирал, ориентируясь на паттерны? Если закрыть глаза и попытаться стать таким AI - то в памяти всплывают характерные работы Алиса Йоффе (Artwin, стенд года, и еще в разных местах). Внутренний pattern recognition настроился на ее узнавание, Алиса кажется вездесущей, и воспринимается как один из главных winners по году. У ярмарки другой функционал, но вот эта мысль созрела именно там.