Найти тему
Einer der Sechs Herren

Про Cosmoscow 2019 - основные впечатления

Микеланджело Пистолетто - «Смартфон - девушка с чемоданом на колесиках», 2018, галерея Giorgio Persano
Микеланджело Пистолетто - «Смартфон - девушка с чемоданом на колесиках», 2018, галерея Giorgio Persano

Хожу на эту ярмарку каждый год, конечно. Любопытно наблюдать, как действуют в долгосрочной перспективе стратегические решения организаторов (часто очень непопулярные в моменте), и как растет и развивается этот организм.

Скульптура - Александр Повзнер, «Ложка и камень»; графика - Катя Муромцева. Галерея XL
Скульптура - Александр Повзнер, «Ложка и камень»; графика - Катя Муромцева. Галерея XL

Например, в интернетах стоял вой до небес относительно неучастия «ведущих московских галерей», по поводу ограничений на количество авторов на стенде, по поводу неприезда иностранцев и непривоза звездных авторов.

Но проходит год, два, и политика создания осмысляемого целого вместо мега-магазина - приносит свои плоды. В первую очередь, в отношениях с покупателями. А это выливается в то, что галеристы продают - а значит, на следующий год будет больше желающих поучаствовать, и вот уже иностранные галереи подтянулись - это не «голубые фишки» арт-коммерции, не Pace и не Gagosian, но шаг за шагом, стежок за стежком, год за годом.

Kris Lemsalu, Brick. Temnikova and Kasela
Kris Lemsalu, Brick. Temnikova and Kasela

Нет ничего глупее для галериста, чем приехать за пол-мира, привезти статусное дорогущее искусство - а потом увезти его обратно. Самое первое издание Cosmoscow примерно таким и было - очень представительным и с прекрасным контентом - и с никакими продажами, потребовались годы, чтобы преодолеть разочарование международных участников.

И это получилось. Надеюсь, Giorgio Persano Gallery (Турин) продаст своего зеркального Микеланджело Пистолетто за жуткие тыщи. Один из моих любимых художников, пусть все сложится; причем классик приехал сам в Москву и дает сегодня artist talk.

Микеланджело Пистолетто, «Смартфон - молодой человек, сидящий и говорящий по телефону», Giorgio Persano gallery
Микеланджело Пистолетто, «Смартфон - молодой человек, сидящий и говорящий по телефону», Giorgio Persano gallery

Выставившая моно-стенд Штефана Балкенхола Galerie Forsblom уже радостно рассказывает о сделках.

Stephan Balkenhol, «Березовый лес», 2018. Forsblom. Выглядит цитатой из Бахарева
Stephan Balkenhol, «Березовый лес», 2018. Forsblom. Выглядит цитатой из Бахарева

(А лично я себе купил бы «Noblesse Oblige (Тыквенные семечки)» берлинского коллектива Slavs and Tatars у Raster Gallery из Варшавы.)

Вот эту.
Вот эту.

Небольшое замечание на полях. На стендах местных галерей не найти примерно половину моих любимых русских художников, и это совершенно нормально. Это ярмарка, а не выставка Best Of. Бывает, что очень сильные авторы не имеют толком рынка в России (или вовсе его не имеют). Для галериста выставлять что-то, ориентируясь на идеальные представления о мире, а не на свои возможности продать (соответственно, на знание своего покупателя) - верная дорога в никуда.

С другой стороны, пройти по вибрирующему канату, не свалившись в салон и при этом создав приемлемые условия и для зрителей (а эту ярмарку вполне возможно осмыслить за 1 заход), и для галеристов (которые конечно предпочли бы выставить все лучшее сразу) - это вызов для экспертного комитета.

Алина Глазун, «Без названия», 2019. Agency. Art Ru
Алина Глазун, «Без названия», 2019. Agency. Art Ru

В результате, я думаю, будут недовольные участники, не все продадут одинаково, кто-то не вернется на будущий год - но это нормально, если большинство все же будет успешно и захочет повторить. И если будут подтягиваться новые и новые желающие; если этих желающих станет больше, если начнут выделяться сателлиты, и т.д. и т.п.

Таисия Короткова, NK Gallery
Таисия Короткова, NK Gallery

Итак, что нового:

  • приехали иностранцы (но, к сожалению, не грузинские галереи; это ожидаемо и печально). Иностранные галереи привезли статусное дорогое искусство.
Это не Пепперштейн, это Недко Солаков, «Истории в цвете 139», Frank Kargl Fine Arts
Это не Пепперштейн, это Недко Солаков, «Истории в цвете 139», Frank Kargl Fine Arts

Некоторые показали в России русское искусство тоже, вплетя его в собственный контекст (и сэкономив на перевозке): например, Raster сделал мини-выставку Льва Повзнера, тем самым запустив диалог с его сыном Александром, представленным XL и XL Projects.

Лев Повзнер в Raster
Лев Повзнер в Raster
Александр Повзнер в XL
Александр Повзнер в XL

C+N (Милан) показал броского Арсения Жиляева вместе со статусным итальянцем Альберто Гарутти (Alberto Garutti) и англичанином Роджером Хайорнсом (Roger Hiorns).

Арсений Жиляев в C+N - на самом деле, буквы белые
Арсений Жиляев в C+N - на самом деле, буквы белые
Альберто Гарутти там же
Альберто Гарутти там же
  • много, прямо много всего тиражного. Мировой тренд: ориентироваться на начинающего небогатого коллекционера, любой ценой расширять клиентскую базу, предлагая заведомо классные вещи сравнительно недорого (хотя у Герхарда Рихтера тиражи могут стоить десятки тысяч). Тиражи - не только принты, это могут быть более осязаемые вещи. В этот раз самое оригинальное тиражное предложение было у Arttube - свитеры ручной вязки от Алины Глазун:
Алина Глазун
Алина Глазун

и щарфы-чеки от Сяйлева (и его же силиктные «дома»):

Шарфы, Андрей Сяйлев, Arttube
Шарфы, Андрей Сяйлев, Arttube

Вот дома:

Андрей Сяйлев, Arttube
Андрей Сяйлев, Arttube

Там же банки и плитки от Люды Барониной:

Людмила Баронина, Arttube
Людмила Баронина, Arttube

Iragui показала вышитые спортивные штаны от Ирины Петраковой.  У Jart - целый проект из графики и линогравюр самых разных авторов (дизайн стенда - Ира Корина и Илья Вознесенский).

Павел Отдельнов, «Стартап», Jart
Павел Отдельнов, «Стартап», Jart

Shaltai Editions выдвинул НАТИ - «Новый Архив Тиражного Искусства»:

Оля Кройтор, НАТИ в «Шалтае»
Оля Кройтор, НАТИ в «Шалтае»

Там же в Shaltai фотография (ручная печать) Таус Махачевой:

Таус Махачева, Shaltai Editions
Таус Махачева, Shaltai Editions

И в прибарной зоне -  Cubed Лены Крыловой с самого разного рода предметами для дома и быта.

Cubed
Cubed
  • Не было бесплатных коктейлей от Белуги, и это просто очень хорошо. Открытия, куда люди идут целенаправленно выпивать - это полный бардак, толпы пьяных, сам пьяный, ничего толком не посмотришь. В этом году алко-спонсором был Рюинар; разумеется, бесплатное шампэ моментально закончилось, и стало за 1300 руб бокал - на открытии и его все выпили в какой-то момент. Нормальный бар было бы неплохо завести (он какой-то есть, в нижней части, где секция детского творчества и проход к туалету - но о нем надо еще знать, и там очереди большие).
Группировка ЗиП, «Герб», XL Projects, 2019
Группировка ЗиП, «Герб», XL Projects, 2019

Вообще, если вдуматься, Cosmoscow -это одно из самых светских в году мероприятий, связанных с современным искусством. Толпы народу. Самая непопулярная мера - разделения вип-карт на страты по времени прохода - традиционно приводит к тому, что некоторые коллекционеры или арт-деятели приходят не в свой слот, и начинаются обиды - ну фиг знает, это показатель спроса и необходимость тщательно планировать гостей; лично я не знаю, как с ажиотажем бороться и нужно ли. После 8 на вернисаже было уже совсем битком. Если бы еще такое количество желающих приобщиться к модному мероприятию выливалось в аналогичное количество продаж, было бы совсем хорошо. Все фотографируют «Котика-розу» Дамира Муратова (11.12, Москва), и при этом на вчерашний день никто его не купил.

Дамир Муратов, «Котик-Роза», 11.12 (фото Е. Власовой)
Дамир Муратов, «Котик-Роза», 11.12 (фото Е. Власовой)

Но со временем представление о том, что хвастаться перед гостями такой покупкой круче, чем новым креслом - впитается, я уверен. См. выше, стежок за стежком, по-своему хорошо даже то, что люди приходят сделать селфи и запостить сториз с комментами «не понимаю я это ваше современное искусство» - даже если кто-то приходит только на светское мероприятие, это значит, что градус желанности зашкаливает. 

Трулов и Ласточка, Futuro gallery (Нижний Новгород)
Трулов и Ласточка, Futuro gallery (Нижний Новгород)

В основной проект вброшена пригоршня некоммерческих историй - художники года Cosmoscow, МишМаш, сделали серию работ-интервенций про существование в расщелинах между позолоченным фронтом и изнанкой искусства:

МишМаш в расщелине - одна из 14 работ, раскиданных по ярмарке
МишМаш в расщелине - одна из 14 работ, раскиданных по ярмарке

Credit Suisse присудил премию (и показал на «центральной площади») Игоря Самолета.

Игорь Самолет - впервые в ММСИ на Ермолаевском видел эти работы, потом еще где-то, и вот!
Игорь Самолет - впервые в ММСИ на Ермолаевском видел эти работы, потом еще где-то, и вот!

Qatar Airways - сделали фотопроект, где хедлайнер - Данила Ткаченко.

Данила Ткаченко
Данила Ткаченко

Ира Корина соорудила раскачивающуюся надувную рощу. Гараж построил стенд, воссоздающий квартиру («творческую кухню») Владика Монро. Еще в collector’s lounge - моно-выставка Дубосарского и Виноградова про «подводную жизнь» Москвы, это 2003 год - действительно как подводная жизнь сейчас воспринимается, другая историческая эпоха, экономический подъем, бум светской жизни и арест МБХ.

Дубосарский и Виногдадов
Дубосарский и Виногдадов

Этой Москве 2003-го в каком-то смысле противостоит Collector’s eye - выставка намоленного искусства, подобранного AI (искусственным интеллектом) под руководством Александра Буренкова; насколько я могу понять, AI наотбирал, ориентируясь на паттерны? Если закрыть глаза и попытаться стать таким AI - то в памяти всплывают характерные работы Алиса Йоффе (Artwin, стенд года, и еще в разных местах). Внутренний pattern recognition настроился на ее узнавание, Алиса кажется вездесущей, и воспринимается как один из главных winners по году. У ярмарки другой функционал, но вот эта мысль созрела именно там.