Специфика работы железной дороги породила множество терминов и выражений, присущих только её неповторимому миру "чугунки". Этот особый пласт её истории и повседневных будней, связанный с профессиональным жаргоном, зачастую так и остаётся в тени, абсолютно непонятный для неискушенного человека, но без которого не может обойтись ни один железнодорожник. А началось все ещё с предка "чугунки" — гужевой тяги (наверняка слышали конь, стойло, упряжь, дышло и т.д). Именно оттуда многие из них взялись и уже потом прочно вошли в повседневный обиход железки. Затем, постепенно сам стиль железнодорожного ремесла естественным путем складывал новые и самобытные термины, характерные только для данной сферы деятельности человека.
Иногда в этих терминах видна некая ирония, а иногда даже грубоватость или наоборот ласковость, но они всегда точны по своему смыслу и созвучны с тем понятием, которое кроется за тем или иным выражением. Некоторые из них ушли уже в прошлое вместе с паровозами, другие же выражения активно используются и сегодня. Попробуем сегодня разобраться с основными из них.
Конь. Думаю тут всем всё совершенно понятно, что за этим термином стоит конечно же локомотив, стоящий во главе поезда. Будь то пыхтящий паровоз или же современный тепловоз, электровоз это не важно, т.е. тот кто тащит за собой поезд.
Стойло - место в депо, куда с поворотного круга загоняют локомотивы на постой (например в ремонт). Выражение пришедшее в обиход ещё со времён гужевого транспорта.
Хобот. Так называют поворачивающуюся часть гидравлической колонки для заправки водой тендеров паровоза.
Почти всему в паровозном хозяйстве было свое прозвище. Чего стоят одни серии паровозов: «Щука», «Овечка», «Борька», «Зойка», «Елена», «Кукушка», «Мару-ся», «Эшак», «Эмка», «Эрка» — это по первым буквам обозначения серии выдумывали, соответственно Щ, О, Б, 3, Ел, К, МР, Эш, Эм, ЭР. Иногда и не по буквам, а по смыслу. Скажем, трофейные немецкие паровозы серии ТЭ выпуска 1942–1945 годов, строившиеся специально для войны на Восточном фронте под личным патронажем фюрера, прозывали «фрау», «германка», «фашист». Некоторые советские паровозы — по именам политических деятелей, как СО («Серго Орджоникидзе») звали «Серго», ФД («Феликс Дзержинский») — «Феликс» или «Федя», а вот ИС («Иосиф Сталин») звали «исками».
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог"
Получали прозвище и отдельные детали паровоза. Например, крейцкопф, или ползун, звали «кулак» и более нежно — «салазки». Кулисную тягу — стальную жердь с тремя дырками — прозвали «жеребенком».
Дышло. "Сегодня для нас закон, что дышло, куда судья повернул - туда и вышло". Наверняка многие из вас уже слышали это крылатое выражение. Дышло - часть механизма экипажной части, которая передает на ведущие колеса паровоза от паровой машины возвратно-поступательные движения, благодаря чему локомотив начинает перемещаться по рельсам.
Упряжь или звёнка - сцепное устройство, применявшееся на заре паровозной эры для соединения между собой вагонов и локомотива.
Скотник или скотосбрасыватель (на американский манер), а также его называет мётельник либо путеочиститель. Устройство предназначенное для очистки жд путей от посторонних предметов (плотного снега, деревьев и в том числе крупного рогатого скота).
Очень интересно звучат и занятные по смыслу термины, относящиеся к работе паровозного котла.
Шуровка - означает «отверстие в котле для заброски топлива». Попросту — дыра, через которую бросают в топку уголь или дрова. Всепожирающая пасть.
"У Андрея Платонова в «Сокровенном человеке» и говорится: «Прошуруй топку и просифонь, чтоб баланец загремел». То есть сначала прошуруй — прокидай как следует, а потом открой побольше сифон и сильно разожги пламя, чтобы «баланец загремел» — то есть с ревом открылся предохранительный клапан котла от избытка давления пара (что вообще-то было категорически запрещено и строго преследовалось). Шуровать топку — это не ворочать в ней скребком, как думают некоторые, а именно кидать в нее уголь".
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог"
Мыши - это синие огоньки на слое горящего угля в паровозе, которые появляются из-за его плохого горения, зашлаковки некачественным углем. «Мыши бегают!», «Словить мышей» — означало то есть зашлаковали топку.
Могила - куча негорящего угля в топке.
Пика и резак. Вот это отдельная тема, поскольку один умный человек мне тут в комментариях упорно писал о том, что шуровка это длинный лом которым ворочают шлак в топке. Это не так. Что такое шуровка мы уже с вами разобрались, а вот насчет длинного лома для подрезания шлака обратимся вновь к трудам А.Б. Вульфова.
...Вытаскивают с тендера короткий и длинный скребки, если надо — пику, резак открывают (обратите внимание что!) шуровочные дверцы, смотрят в топку, быстро решают, в какой последовательности будут чистить колосники. Потом на одной стороне сгребают поверху весь жар в одно место, оставляя шлак. Ни в коем случае нельзя было делать это без рукавиц: скребок, вынутый из топки, раскален, но не докрасна, незаметно — сколько народу пожгло себе ладони по неосторожности! Топку чистят только в рукавицах! Если шлак был спекшийся или загустевший, или слежавшийся, или скоксовавшийся — подрезали его резаком, кололи пикой — всё это, как правило, с матюками и зверским выражением лица, под стать работе.
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог"
Шарманка. Поездочный сундучок работника паровозной бригады. В шарманке, как правило, хранились мелкие инструменты, документы и еда. Она изготавливалась мастером-жестянщиком по особому заказу работника паровозного хозяйства. Именно по наличию в руке шарманки, а не по форме, в былые времена определяли паровозника. Вот так она выглядела.
А то мне как то писали одни ребята в комментариях, когда я подготовил статью для канала 1520 о сумке машиниста, мол отработали 20 лет, а шарманка такого и не слышали. Нет такого и всё тут. Да потому что так и отработали, совсем не интересуясь историей, бегом домой с локомотива, мимо магазина да за бутылкой.
Сундучки паровозников ушли в прошлое вместе с паровыми локомотивами, а вот выражение "шарманка" до сих пор так и осталось в обиходе. И как бы не выглядела современная поездная поклажа машиниста или его помощника (рюкзак, спортивная сумка через плечо, дипломат) её как и раньше локомотивные бригады так и называют "шарманкой".
Медведь.
Как еще говорили? Идет например паровоз, и валит из него невероятно черный дым: «Медведя пустил! Цыганка развел! Ведьму задал!»
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог"
Механик - в старые добрые времена машиниста на паровозах было принято величать господином механиком. А помогалой был и есть не кто иной как помощник машиниста.
Красноголовик. Так раньше называли дежурных по станции из-за характерного головного убора, в котором он обязан был встречать и провожать поезда у платформы. В паровозные времена, машинист иногда ни в какую не отправлялся со станции, если дежурный вышел провожать поезд без соответствующего головного убора красного цвета, даже если он знал его в лицо лично. Вот какая была раньше железная дисциплина на дороге!
Бобка, башмак - переносное устройство для закрепления колеса вагона.
Собачник. Хвостового кондуктора часто называли "собачником". Прозвище произошло оттого, что когда кондуктор шел к своему последнему вагону (хвосту поезда) долго, руки у него были заняты фонарями, и тяжелую бобку он тащил за собой на веревке, как собаку на поводке.
Жезло. «Вот поезд готов и „жезло“ принесли, механик дает отправленье, поршня за работу свою принялись, из кранов раздалось шипенье».
Жезл это по сути такой "железный документ", разрешающий машинисту отправиться со станции на перегон на линиях где применяется электрожезловая система блокировки. О ней я очень подробно рассказывал здесь в одной из своих публикаций на канале.
Перечень слов и выражений из железнодорожного жаргона конечно же на этом не заканчивается. Однако чтобы вас уважаемый читатель сильно не утомлять на этом прошу откланяться. Всего доброго!
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК