Мне часто задавали в комментариях читатели такой вопрос по поводу технического обслуживания тепловозов и сегодня наконец я сделал публикацию с ответом на данный вопрос для тех, кому это было интересно. Начну с того, что не нужно путать техническое обслуживание с плановыми видами текущего и капитального ремонта, которые направлены на восстановление исправности и работоспособности тех или иных узлов и агрегатов.
Техническое облуживание представляет собой систему мероприятий профилактического характера, для поддержания тепловозов в работоспособном состоянии во время эксплуатации и безопасности движения согласно требованиям ПТЭ (правил технической эксплуатации).
Существует несколько разновидностей технического обслуживания тепловозов, первое из которых это ТО-1, которое выполняется силами локомотивной бригады (машинистом и его помощником) при приёмке и сдаче тепловоза, а также в пути его следования с поездом.
Локомотивные бригады несут ответственность за правильный режим работы тепловоза, содержание его в исправном состоянии и своевременное предупреждение в пути следования неисправностей с обязательной записью в журнал технического обслуживания локомотива форму ТУ-152 всех выявленных замечаний.
Следующим видом технического обслуживания является ТО-2, которое проводят в эксплуатационных депо на специальных смотровых канавах в пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), оборудованных средствами диагностики, специальными приспособлениями и инструментом и располагающих технологическим запасом деталей и материалов. Последнее в условиях российской реальности бывает далеко не всегда, я бы сказал, что крайне редко. К примеру, такие элементарные запчасти как лампы накаливания для прожекторов и для освещения дизельного помещения иногда оказываются в большом дефиците, не говоря уже обо всём остальном.
Сегодня ПТОЛы при локомотивных депо представляют собой закрытые от атмосферных осадков боксы с двумя или даже тремя смотровыми канавами, отапливаемые в холодное время года газовыми теплогенераторами воздушного типа, к примеру "EOLO". В советское время ПТОЛы в депо и смотровые канавы при них зачастую располагались прямо под открытым небом.
Во времена существования МПС (Министерства путей сообщения) ПТОЛ и персонал при них входил в административную структуру самого локомотивного депо с непосредственным подчинением начальнику. В новое время, после создания компании ОАО "РЖД", проведение технического обслуживания и ремонта локомотивов отошло полностью в частные руки.
Отличный готовый бизнес получился если так разобраться. Монополия в этой отрасли, как и прежде вместе с постоянными заказчиками полностью обеспечена, пункты ни днём, ни ночью не простаивают, а деньги за их услуги исправно поступают на счета в нужные руки. Да и давление на них теперь со стороны никто оказать не может в части проведения внепланового обслуживания, как это мог раньше сделать, например тот же начальник депо.
Перед постановкой тепловоза на ПТОЛ необходимо, как и при сдаче тепловоза, продуть с двух сторон тормозную и питательную магистраль, главные резервуары, а также снять кассету регистрации КЛУБ или КПД.
Постановку тепловоза на канаву ПТОЛ осуществляет уже не локомотивная бригада, а так называемые "гоняльщики", выделенные из числа локомотивных бригад для работы при депо и имеющие права управления установленного образца. Блатная, по сути, можно сказать у них работа при доме, без зависания по домам отдыха локомотивных бригад в пунктах оборота как это обычно бывает в пассажирских или грузовых поездах.
После постановки тепловоза на канаву происходит его закрепление "гоняльщиками" тормозными башмаками от самопроизвольного ухода. При этом локомотивный тормоз отпускают (растормаживают) для осмотра элементов тормозной рычажной передачи и обстукивания колёсных пар с целью выявления возможных дефектов.
Периодичность проведения технического обслуживания ТО-2 устанавливает начальник железной дороги (исходя из условий эксплуатации) в пределах 48...72 часов независимо от выполненного пробега. Перед постановкой тепловоза на ТО-2 локомотивная бригада на складе топлива делает заявку экипировщику о необходимости пополнения запасов дизельного топлива и масла с указанием требуемого объёма. Кроме того, локомотивная бригада обязана следить за наличием песка в бункерах и воды в системе охлаждения дизеля, при необходимости пополняя запасы.
Выполнение ТО-2 начинается с просмотра в журнале формы ТУ-152 сделанных локомотивными бригадами записей о выявленных в ходе поездок неисправностях или замечаний в работе тех или иных узлов и агрегатов.
Работы на ПТОЛ выполняет бригада квалифицированных слесарей под руководством мастера смены, каждый из которых отвечает за выполнение строго своей операции по техническому обслуживанию. В состав работ входят в первую очередь операции по контролю за состоянием тормозного оборудования.
В обязательном порядке осмотр на канаве ходовых частей, колёсных пар тепловоза, моторно-осевых подшипников, тяговых электродвигателей.
В состав бригады слесарей обязательно входит дизелист для осмотра силовой установки тепловоза.
А также электрик, для контроля состояния и устранения выявленных неисправностей электрических аппаратов и электрооборудования тепловоза.
На маневровых и вывозных тепловозах ТО-2 выполняют слесари зачастую совместно с локомотивными бригадами.
Процедура ТО-2 включает в себя также операции по контролю состояния оборудования, обеспечивающего безопасность движения локомотива.
Такие, например, как процедура проверки и диагностика работы АЛСН (автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия).
Проверка работы и тестирование поездной радиостанции на КВ и УКВ диапазоне.
В новое время на аутсорсинг сторонним организациям передали и такую функцию, связанную с обслуживанием тепловозов как мойка кузова, уборка кабин управления и служебных проходов.
Продолжительность выполнения технического обслуживания ТО-2 для грузовых двухсекционных тепловозов составляет не более1,2 ч, для пассажирских — не более 2 часов. Окончание проведения работ, связанных с техническим обслуживанием тепловоза ТО-2, завершается проставлением в журнале ТУ-152 штампов о выполнении работ с указанием даты их проведения.
Техническое обслуживание ТО-3 выполняется либо в депо приписки, либо специализированных ремонтных депо для предупреждения появления неисправностей, а также ремонта неисправностей, не устраненных в ходе проведения ТО-2. При этом виде обслуживания, кроме осмотров, предусмотренных ТО-2, выполняют некоторые ремонтные операции (смена фильтров, снятие форсунок для проверки на стенде, замена щёток электрических машин и т.д.).
Техническое обслуживание ТО-4 предназначено для обточки бандажей колёсных пар без выкатки из-под локомотива для поддержания оптимального проката.
Номера технических обслуживаний тепловозов связаны между собой такой особенностью: состав плановых работ при ТО с большим номером обязательно включает в себя работы, имеющиеся в регламенте на техническое обслуживание с меньшим номером, т.е. при ТО-2 выполняются работы ТО-1 и сверх того свои операции; при ТО-3 выполняется объём работ что и при ТО-2 и плюс свои по регламенту. Эта особенность характерна для всех видов технического обслуживания тепловозов, кроме ТО-4 и ТО-5. ТО-5 выполняют при подготовке локомотива к плановым видам ремонта.
Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram