Найти тему

Что такое ПТОЛ, или Где и как проходят техническое обслуживание тепловозы?

5,4K прочитали

Мне часто задавали в комментариях читатели такой вопрос по поводу технического обслуживания тепловозов и сегодня наконец я сделал публикацию с ответом на данный вопрос для тех, кому это было интересно. Начну с того, что не нужно путать техническое обслуживание с плановыми видами текущего и капитального ремонта, которые направлены на восстановление исправности и работоспособности тех или иных узлов и агрегатов.

Большое скопление тепловозов разных серий и родов службы в локомотивном депо Бологое ТЧЭ-4. Фото: Алексей Алексеев
Большое скопление тепловозов разных серий и родов службы в локомотивном депо Бологое ТЧЭ-4. Фото: Алексей Алексеев

Техническое облуживание представляет собой систему мероприятий профилактического характера, для поддержания тепловозов в работоспособном состоянии во время эксплуатации и безопасности движения согласно требованиям ПТЭ (правил технической эксплуатации).

Существует несколько разновидностей технического обслуживания тепловозов, первое из которых это ТО-1, которое выполняется силами локомотивной бригады (машинистом и его помощником) при приёмке и сдаче тепловоза, а также в пути его следования с поездом.

На каждом тепловозе в кабине управления обязательно имеется вот такая памятка проведения ТО-1 с наименованием регламентированных работ по каждому циклу. Фото: Алексей Алексеев
На каждом тепловозе в кабине управления обязательно имеется вот такая памятка проведения ТО-1 с наименованием регламентированных работ по каждому циклу. Фото: Алексей Алексеев

Локомотивные бригады несут ответственность за правильный режим работы тепловоза, содержание его в исправном состоянии и своевременное предупреждение в пути следования неисправностей с обязательной записью в журнал технического обслуживания локомотива форму ТУ-152 всех выявленных замечаний.

Помощник машиниста делает запись о замечании в журнал формы ТУ-152, после  выявленной в пути следования неисправности системы охлаждения дизеля тепловоза ТЭП70БС. Фото: Алексей Алексеев
Помощник машиниста делает запись о замечании в журнал формы ТУ-152, после выявленной в пути следования неисправности системы охлаждения дизеля тепловоза ТЭП70БС. Фото: Алексей Алексеев

Следующим видом технического обслуживания является ТО-2, которое проводят в эксплуатационных депо на специальных смотровых канавах в пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), оборудованных средствами диагностики, специальными приспособлениями и инструментом и располагающих технологическим запасом деталей и материалов. Последнее в условиях российской реальности бывает далеко не всегда, я бы сказал, что крайне редко. К примеру, такие элементарные запчасти как лампы накаливания для прожекторов и для освещения дизельного помещения иногда оказываются в большом дефиците, не говоря уже обо всём остальном.

Пассажирские тепловозы серий ТЭП70 и ТЭП70БС на ПТОЛ в эксплуатационном локомотивном депо Бологое ТЧЭ-4. Фото: Алексей Алексеев
Пассажирские тепловозы серий ТЭП70 и ТЭП70БС на ПТОЛ в эксплуатационном локомотивном депо Бологое ТЧЭ-4. Фото: Алексей Алексеев

Сегодня ПТОЛы при локомотивных депо представляют собой закрытые от атмосферных осадков боксы с двумя или даже тремя смотровыми канавами, отапливаемые в холодное время года газовыми теплогенераторами воздушного типа, к примеру "EOLO". В советское время ПТОЛы в депо и смотровые канавы при них зачастую располагались прямо под открытым небом.

ПТОЛ под открытым небом для проведения работ в объёме ТО-2 в локомотивном депо Осташков ТЧ-34, 80-е годы ХХ века. Фото: Алексей Вульфов
ПТОЛ под открытым небом для проведения работ в объёме ТО-2 в локомотивном депо Осташков ТЧ-34, 80-е годы ХХ века. Фото: Алексей Вульфов

Во времена существования МПС (Министерства путей сообщения) ПТОЛ и персонал при них входил в административную структуру самого локомотивного депо с непосредственным подчинением начальнику. В новое время, после создания компании ОАО "РЖД", проведение технического обслуживания и ремонта локомотивов отошло полностью в частные руки.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Отличный готовый бизнес получился если так разобраться. Монополия в этой отрасли, как и прежде вместе с постоянными заказчиками полностью обеспечена, пункты ни днём, ни ночью не простаивают, а деньги за их услуги исправно поступают на счета в нужные руки. Да и давление на них теперь со стороны никто оказать не может в части проведения внепланового обслуживания, как это мог раньше сделать, например тот же начальник депо.

Перед постановкой тепловоза на ПТОЛ необходимо, как и при сдаче тепловоза, продуть с двух сторон тормозную и питательную магистраль, главные резервуары, а также снять кассету регистрации КЛУБ или КПД.

Перед заездом на канаву на ПТОЛ в локомотивном депо Бологое ТЧЭ-4 на тепловозе ТЭП70БС. Фото: Алексей Алексеев
Перед заездом на канаву на ПТОЛ в локомотивном депо Бологое ТЧЭ-4 на тепловозе ТЭП70БС. Фото: Алексей Алексеев

Постановку тепловоза на канаву ПТОЛ осуществляет уже не локомотивная бригада, а так называемые "гоняльщики", выделенные из числа локомотивных бригад для работы при депо и имеющие права управления установленного образца. Блатная, по сути, можно сказать у них работа при доме, без зависания по домам отдыха локомотивных бригад в пунктах оборота как это обычно бывает в пассажирских или грузовых поездах.

Скорость ввода тепловоза в стойло при постановке на канаву не более 3 км/ч. Фото: Алексей Алексеев
Скорость ввода тепловоза в стойло при постановке на канаву не более 3 км/ч. Фото: Алексей Алексеев

После постановки тепловоза на канаву происходит его закрепление "гоняльщиками" тормозными башмаками от самопроизвольного ухода. При этом локомотивный тормоз отпускают (растормаживают) для осмотра элементов тормозной рычажной передачи и обстукивания колёсных пар с целью выявления возможных дефектов.

Атмосфера, царящая на ПТОЛ: ото всюду клубится пар, дым стоит столбом от солярной копоти и одурманивпющий запах дизельного масла. Фото: Алексей Алексеев
Атмосфера, царящая на ПТОЛ: ото всюду клубится пар, дым стоит столбом от солярной копоти и одурманивпющий запах дизельного масла. Фото: Алексей Алексеев

Периодичность проведения технического обслуживания ТО-2 устанавливает начальник железной дороги (исходя из условий эксплуатации) в пределах 48...72 часов независимо от выполненного пробега. Перед постановкой тепловоза на ТО-2 локомотивная бригада на складе топлива делает заявку экипировщику о необходимости пополнения запасов дизельного топлива и масла с указанием требуемого объёма. Кроме того, локомотивная бригада обязана следить за наличием песка в бункерах и воды в системе охлаждения дизеля, при необходимости пополняя запасы.

Выполнение ТО-2 начинается с просмотра в журнале формы ТУ-152 сделанных локомотивными бригадами записей о выявленных в ходе поездок неисправностях или замечаний в работе тех или иных узлов и агрегатов.

"Сервисная книжка" или журнал технического состояния локомотива формы ТУ-152. Ведётся в обязательном порядке на каждую единицу подвижного состава. Фото: Алексей Алексеев
"Сервисная книжка" или журнал технического состояния локомотива формы ТУ-152. Ведётся в обязательном порядке на каждую единицу подвижного состава. Фото: Алексей Алексеев

Работы на ПТОЛ выполняет бригада квалифицированных слесарей под руководством мастера смены, каждый из которых отвечает за выполнение строго своей операции по техническому обслуживанию. В состав работ входят в первую очередь операции по контролю за состоянием тормозного оборудования.

Осмотр на канаве ходовой части локомотива, колёсных пар и тормозной рычажной передачи. Фото: Алексей Алексеев
Осмотр на канаве ходовой части локомотива, колёсных пар и тормозной рычажной передачи. Фото: Алексей Алексеев

В обязательном порядке осмотр на канаве ходовых частей, колёсных пар тепловоза, моторно-осевых подшипников, тяговых электродвигателей.

В былые времена в качестве наказания за грубые нарушения безопасности движения и дисциплины труда локомотивные бригады временно снимали в слесаря на канаву на исправительные работы. На открытых ПТОЛ, где смотровая канава зачастую по уши была залита водой и мазутом, а сверху со старого 2М62 капало на тебя масло прямо за шиворот — это действительно было тем ещё наказанием. Фото: Алексей Алексеев
В былые времена в качестве наказания за грубые нарушения безопасности движения и дисциплины труда локомотивные бригады временно снимали в слесаря на канаву на исправительные работы. На открытых ПТОЛ, где смотровая канава зачастую по уши была залита водой и мазутом, а сверху со старого 2М62 капало на тебя масло прямо за шиворот — это действительно было тем ещё наказанием. Фото: Алексей Алексеев

В состав бригады слесарей обязательно входит дизелист для осмотра силовой установки тепловоза.

В дизельном помещении пассажирского тепловоза серии ТЭП70БС. Фото: Алексей Алексеев
В дизельном помещении пассажирского тепловоза серии ТЭП70БС. Фото: Алексей Алексеев

А также электрик, для контроля состояния и устранения выявленных неисправностей электрических аппаратов и электрооборудования тепловоза.

Осмотр электрических аппаратов высоковольтной камеры на тепловозе серии ТЭП70БС. Фото: Алексей Алексеев
Осмотр электрических аппаратов высоковольтной камеры на тепловозе серии ТЭП70БС. Фото: Алексей Алексеев

На маневровых и вывозных тепловозах ТО-2 выполняют слесари зачастую совместно с локомотивными бригадами.

"Твою ж медь! Ну что там ещё-то могло сломаться?" Мастер совместно с машинистом тепловоза занимаются ремонтом выпускного коллектора на ТЭМ18Д. Фото: Алексей Алексеев
"Твою ж медь! Ну что там ещё-то могло сломаться?" Мастер совместно с машинистом тепловоза занимаются ремонтом выпускного коллектора на ТЭМ18Д. Фото: Алексей Алексеев

Процедура ТО-2 включает в себя также операции по контролю состояния оборудования, обеспечивающего безопасность движения локомотива.

Так выглядит процедура обновления электронной карты КЛУБ-У на тепловозе ТЭМ18Д. Фото: Алексей Алексеев
Так выглядит процедура обновления электронной карты КЛУБ-У на тепловозе ТЭМ18Д. Фото: Алексей Алексеев

Такие, например, как процедура проверки и диагностика работы АЛСН (автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия).

Локомотивный светофор на тепловозе ТЭМ18ДМ. Фото: Алексей Алексеев
Локомотивный светофор на тепловозе ТЭМ18ДМ. Фото: Алексей Алексеев
Стенд для проверки приёмных катушек и кодов АЛСН. Фото: Алексей Алексеев
Стенд для проверки приёмных катушек и кодов АЛСН. Фото: Алексей Алексеев

Проверка работы и тестирование поездной радиостанции на КВ и УКВ диапазоне.

Поездная радиостанция РВС-1 на маневровом тепловозе ТЭМ18ДМ. Фото: Алексей Алексеев
Поездная радиостанция РВС-1 на маневровом тепловозе ТЭМ18ДМ. Фото: Алексей Алексеев

В новое время на аутсорсинг сторонним организациям передали и такую функцию, связанную с обслуживанием тепловозов как мойка кузова, уборка кабин управления и служебных проходов.

Мойка кузова тепловоза серии ТЭП70БС. Фото: Алексей Алексеев
Мойка кузова тепловоза серии ТЭП70БС. Фото: Алексей Алексеев

Продолжительность выполнения технического обслуживания ТО-2 для грузовых двухсекционных тепловозов составляет не более1,2 ч, для пассажирских — не более 2 часов. Окончание проведения работ, связанных с техническим обслуживанием тепловоза ТО-2, завершается проставлением в журнале ТУ-152 штампов о выполнении работ с указанием даты их проведения.

Приёмка тепловоза после проведения ТО-2 с не устранёнными или не отписанными замечаниями локомотивными бригадами запрещена. Так по крайней мере пишут во всех инструкциях для локомотивных бригад. Фото: Алексей Алексеев
Приёмка тепловоза после проведения ТО-2 с не устранёнными или не отписанными замечаниями локомотивными бригадами запрещена. Так по крайней мере пишут во всех инструкциях для локомотивных бригад. Фото: Алексей Алексеев

Техническое обслуживание ТО-3 выполняется либо в депо приписки, либо специализированных ремонтных депо для предупреждения появления неисправностей, а также ремонта неисправностей, не устраненных в ходе проведения ТО-2. При этом виде обслуживания, кроме осмотров, предусмотренных ТО-2, выполняют некоторые ремонтные операции (смена фильтров, снятие форсунок для проверки на стенде, замена щёток электрических машин и т.д.).

Выезд тепловоза серии 2ТЭ116 со второй канавы на ПТОЛ в локомотивном депо Бологое ТЧЭ-4. Фото: Алексей Алексеев
Выезд тепловоза серии 2ТЭ116 со второй канавы на ПТОЛ в локомотивном депо Бологое ТЧЭ-4. Фото: Алексей Алексеев

Техническое обслуживание ТО-4 предназначено для обточки бандажей колёсных пар без выкатки из-под локомотива для поддержания оптимального проката.

Экипажная часть тепловоза серии ТЭП70БС. Фото: Алексей Алексеев
Экипажная часть тепловоза серии ТЭП70БС. Фото: Алексей Алексеев

Номера технических обслуживаний тепловозов связаны между собой такой особенностью: состав плановых работ при ТО с большим номером обязательно включает в себя работы, имеющиеся в регламенте на техническое обслуживание с меньшим номером, т.е. при ТО-2 выполняются работы ТО-1 и сверх того свои операции; при ТО-3 выполняется объём работ что и при ТО-2 и плюс свои по регламенту. Эта особенность характерна для всех видов технического обслуживания тепловозов, кроме ТО-4 и ТО-5. ТО-5 выполняют при подготовке локомотива к плановым видам ремонта.

Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram