Найти тему
Смыслы вслух

Информационная культура. Самое важное

Что такое информационная культура? Для чего она нужна? Какие шаги по её формированию можно было бы предпринять? Разбираемся...

Как мы определили в одной из статей Информационная культура это умение использовать современные технические средства для целенаправленной работы с информацией при решении актуальных задач, а также для проявления творческой социально-информационной активности. И она нужна для обеспечения психологической безопасности, прежде всего, безопасности подрастающего поколения.

Очень часто, неумение пользоваться своим временем в интернете, становится причиной неприятных последствий для здоровья ребёнка и взрослого. И для организации информационно-психологической безопасности школьника (человека) необходимы слаженные, согласованные действия разных участников. Действия участников, должны осуществляться примерно в следующих направлениях.

Спасибо, автор, за картинку!
Спасибо, автор, за картинку!

  • Информирование. Любое живое существо, встречаясь с опасностью, для сохранения своей жизни или здоровья начинает предпринимать действия для преодоления, избегания опасной ситуации. Если же опасность остается не обнаруженной, то и действия по ее преодолению не предпринимаются. Поэтому, наглядное представление (демонстрация) примеров возможного влияния информационного пространства на жизнь человека необходимо для того, чтобы школьник (человек) мог обнаружить информационную опасность и предпринять действия по защите от нее. Также подобная демонстрация способствует формированию более ответственного отношения к осуществляемой деятельности в информационном пространстве. Сюда отнесем знакомство с ключевыми понятиями «информация», «информационное пространство», «информационная культура», освещение особенностей информационной жизни человека. Знакомство с угрозами информационной среды, методами защиты от них. Такое знакомство помогает увидеть сущностную характеристику понятий, а так же понять какое отношение имеет личность к данным понятиям. Также постепенно пополняя свои знания о роли информационных процессов в жизни человека, у личности формируется определенный «фильтр» для отбора информации. Наличие такого «фильтра» помогает личности оценивать качество потребляемой информации, ее достоверность, полезность.
Спасибо, автор, за картинку!
Спасибо, автор, за картинку!

  • Работа с информацией. Сюда можно отнести формирование у человека таких ментальных (умственных)навыков: анализ, синтез, умение делать правильно выводы, выстраивание причинно-следственных связей, «разумная критика», эффективный поиск, систематизация и организация информации... Эти навыки пользования информацией позволяют хорошо защититься от манипуляций и других вредных действий со стороны информсреды. Сегодня подобные навыки во многом определяют успех жизни в современном обществе.
  • Целенаправленное поведение. Оказываемое влияние на личность может нести как открытый (явный), так и срытый (неявный) характер. Причем скрытое влияние оказывает наибольший вред психики человека. Это связано с тем, что личность не имеет возможности понять, отследить свои внутренние изменения, вызванные скрытым влиянием. При случайном поведении, когда высока вероятность встречи с нежелательным контентом , скрытое влияние, в таком случае, значительно возрастает. При осуществлении целенаправленной деятельности, когда происходит отбор, выбор контента, скрытое влияние существенно снижается. То есть, целенаправленное поведение это формирование определенного навыка, когда человек точно отдает себе отчет, что он потребляет (в информационном плане) и для чего.
Спасибо, автор, за картинку!
Спасибо, автор, за картинку!

Можно сравнить с едой. Мы не едим продукты, которые несовместимы, мы не едим испорченные продукты или продукты, которые могут вызвать нежелательную реакцию организма, более того мы даже не пытаемся есть вещи, которые не предназначены для питания. Но, сегодня, на информационных прилавках, очень много "тухляка", который красиво подаётся и с большим аппетитом съедается. Только вот человек "расстройства" своего организма (усталость, нервозность, апатию...) ни как не соотносит со съеденным, вчера вечером "тухлячком". Вообщем, должна быть жёсткая регуляция потребляемой информационной пищи, её осознанный выбор.

  • Знакомство с полезными возможностями информационного пространства. Логично предположить если человек не видит возможностей реализации себя в информационном пространстве, то эти возможности не могут быть реализованы. Поэтому для расширения репертуара действий в интернете можно продемонстрировать (рекомендовать) ресурсы, для конструктивного взаимодействия, саморазвития, самопознания (если есть, что предложить напишите, пожалуйста, в комментариях, а моя подборка некоторых сайтов выйдет отдельной статьёй).
  • Сетевой этикет (сетикет). Можно сказать что это набор правил общения(поведения) в сети. Негласный договор. Необходимо развивать в себе и поддерживать в других правила для приятного, удобного и конструктивного общения, которые определяли бы уважительное отношение друг к другу. Как в своё время появилась необходимость в организации ПДД для безопасности разных участников движения, так и сейчас необходимы определенные правила (Правила Поведения в Интернете) по которым было бы безопасно бегать по интернету.

Можно сказать это общий план работ, реализовывать который должны, государство с разными инициативами и программами, школа с психологами и соц.педагогами, министерство образование с организацией некого урока (или раздела ОБЖ) в школе. Но прежде всего, должны принять активную позицию родители.

Мне кажется, только инициатива сознательных родителей способна существенно изменить ситуацию. Собственно, о рекомендациях родителям, здесь.

Таким образом, постепенное совершенствование каждой из сторон информационной культуры обеспечивает:

  1. психологическую защиту личности от информационных угроз разного плана и характера;
  2. формирование определенных навыков эффективного поведения в интернет-среде;
  3. более полное использование возможностей информационного пространства для личностного роста и развития;
  4. раскрытие личностного потенциала.

Таким образом, информационная культура является некоторой целью для развития современной личности (аспектом личностного роста), а также это средство (условие) информационно-психологической безопасности не только отдельной личности, но и страны.

Спасибо, автор, за картинку!
Спасибо, автор, за картинку!

Благодарю за проявленный интерес к теме!
Всех Вам благ!