Найти в Дзене
Гипермышление

Проблемы подготовки менеджеров - II

Оглавление

Первой части (ЗДЕСЬ) я рассказал о проблемах обучения менеджменту, как я их видел, чувствовал, понимал 10-20 лет назад. Во второй части статьи я хочу предложить несколько решений. К этим решениям можно отнести, как модные и набирающие популярность методы обучения, так и собственные уникальные открытия. Начну по порядку:

1. Геймификация!

Да, деловые игры – это действительно спасение современного и будущего образования. В настоящий момент вся информация доступна на любом планшете, за доли секунды вы получаете ответ на любой вопрос. Знания стали доступными, а их стоимость в учебном процессе стремиться к нулю, судя по тому, как ведущие вузы выкладывают все, или почти все в сеть. Только деловые игры способны не только помочь участникам усвоить полученные знания, но и совершить свои маленькие открытия – озарения, научиться строить взаимодействие между участниками.

Фрагмент финансовой стратегической игры MARGINGAME (2011 г.)
Фрагмент финансовой стратегической игры MARGINGAME (2011 г.)

И действительно, опыт проведения деловых игр, в частности стратегической игры MARGINGAME показывает, что есть два результата, выигрыш формальный, выраженный в счете или оценке, и неформальный, по тому, какие открытия для себя сделал участник и какой опыт усвоил. И часть эти два результата не совпадают, но проблема с играми в том, что многие подходят к играм очень серьезно и спрашивают: «А какие компетенции развивает ваша игра?» И я понимаю, что эти люди не понимают, что игра – это не инструмент, игра – это модель жизни. Игра может служить инструментом профессиональной ориентации или оценки определенной компетенции, а может быть экспериментом, но тогда и проводить ее надо по-другому. И очень часто разные люди, играя в одну игру, играют на ее разных уровнях и находят что-то необходимое для себя.

2. Компетентностный подход

Это настоящая находка для преподавателей, можно сказать ориентир, на что надо ровняться в процессе обучения. Старые добрые «знания», «умения», «навыки» прошли через модную процедуру ребрендинга и зазвучали по-новому. Только детальная проработка и уточнение количества компетенций не способствуют их качеству. Что делать с двадцатью общими и десять профессиональными компетенциями?

Но куда-то исчезла из этой модели «мотивация» и «представление о себе», на развитие которых также необходимо направлять внимание, и самое интересное, исчезла модель работы, выполнение которой обеспечивают эти самые компетенции. Получается не совсем компетентный подход к компетенциям. Не говоря о том, что многие управленческие качества раскрываются при взаимодействии людей, а значит необходимо вводить межличностные компетенции. А темп изменений и нововведений потребовал наличие таких метакомпетенций, как умение учиться или договороспособность.

3. Обучение мышлению

Часто от многих выпускников можно услышать то, что университет привил способность мыслить определенным образом, знания устарели, а мышление осталось. Именно образ мышления отделяет профессионалов друг от друга, и в хорошем смысле слова разделяет людей. Так, лучшей книгой по экономики для меня стала книга Пола Хейне «Экономический образ мышления». Но эта революция, к которой университет просто не готов. Научить студента мыслить экономически за один семестр, а что делать дальше? А что делать преподавателям микро- и макроэкономики? И как быть с менеджментом, где то самое управленческое мышление? Попытки его найти привели к мыследействию Г.Щедровицкого, модальной логике (аналог «Водной логики» Э.ДеБоно).

Из книги "Матричный метод мышления"
Из книги "Матричный метод мышления"

Похоже, что именно владение методом познания через действие, природная любознательность и пытливый ум способствовали в далеком прошлом появлению великих ученых и полководцев. Но достаточно ли одного мышления, точнее одного мыследействия? Вопрос остается открытым, пока не станет ясно, как учить управленческому мышлению, связывать его с действием в единое целое.

4. А не пойти ли нам в Гемба?

Именно с этих слов я начинаю тему «Кайдзен» на курсе «Управления операциями», построенную на идее непрерывного развития и совершенствования. Это первый шаг в процессе решения проблемы в духе Кайдзен. Но вместо того, чтобы идти в Гемба, что мы обычно делаем? Мы собираемся в кабинете, переговорной или собираем конференцию. Японцы знают, что так проблему не решить, а если решение и будет найдено, то оно потребует больше времени и денег, а в итоге мы все равно будем недовольны полученными результатами.

То самое Гемба часового завода "НИКА" г.Москва.
То самое Гемба часового завода "НИКА" г.Москва.

Да, конечно, все мы можем сказать, что мы бываем в Гемба регулярно, но сейчас мы здесь, в зале. Получается, что мы знаем решение или то, как можно подойти к решению, но не подходим. Снова мы вместе действуем вопреки тому, что знаем и чему учим студентов. Конечно, кто-то может возразить, что это не единственный подход к решению проблем, и это действительно так. Мы можем призвать на помощь другие концепции от мозговой атаки и бенчмаркинга, до анкетирования студентов и интервью с работодателями.

5. Но кого все-таки мы готовим, какой продукт имеем на выходе, и продукт ли это?

Я пришел с позитивным взглядом на образование и обучение в школе бизнеса МГУ лишь усилило это представление. Да, мы готовим (должны, по крайней мере) людей с определенными личностными и профессиональными качествами - менеджеров! Но будучи десять лет назад в Ярославле на закрытой вечеринке по поводу окончания программы «Фулбрайт» я услышал для себя откровение, о котором тогда лишь немного догадывался. Оказывается преподаватели и программы не поменялись, а сильно поменялись сами студенты. Сместился приоритет образования, в жизни студента, с первого места на третье или четвертое. Теперь это не знания на всю жизнь и не ключ к хорошей работе или карьере. И это было подмечено десять лет назад. С того времени студенты обрели привычку находится онлайн и изменилась среда обучения, стали доступными учебные материалы ведущих университетов мира. Образование стало не ступенькой в будущее, а образом жизни.

Ночь карьеры...
Ночь карьеры...

Применительно к подготовке менеджеров, кого мы готовим:
а) экспертов-профессионалов, которые
знают, что делать;
б) мастеров своего дела, которые умеют,
знают как делать и могут научить;
в) носителей передовых идей, которые
хотят реализовать свои знания;
г) исследователей, которые
понимают что происходит и готовы объяснить как это работает, обосновать, доказать;
д)
Ваша версия: Кого готовите вы? или Кого по вашему надо готовить?

--
Продолжение следует...

p.s.
Возможно, что проблема подготовки лежит на поверхности, просто мы все действуем в разных направлениях разобщенно, в итоге не достигаем результатов ни в одном из них.