Ну что же, друзья, давненько мы с вами не рылись в старом мусоре сладком винтажике. И, пока я пребывал в беспечном созерцании костров рябин, совершенно случайно наткнулся у отца в закромах на свои старые наушники, которые я слушал в свои sweet sixteen.
И это, чъёрт побъери, предок моих любимых Audeze (а если быть точным – вообще прямой предок наушников Oppo), советские изодинамы ТДС-15 Амфитон, вышедшие из под руки Игоря Левицкого из Львовского НИИ БРЭА, который нынче трудится главой разработок в Oppo Digital, если не ошибаюсь. Внутри этих наушников вместо обычных динамических драйверов установлены тонкие синтетические мембраны.
Ну так вот, ТДСы лежали в целлофановом пакетике где-то в недрах мастерской моего отца и, похоже, уже никогда бы не зазвучали, если бы не случайная цепочка событий, приведшая мой нос к этому пакету. И тут меня, конечно, понесло.
В целом, ископаемый девайс оказался в очень хорошем состоянии, так как был забыт пару десятилетий назад и хранился в нормальном помещении. Объективно состояние на твердую четверку. Пластиковые корпуса довольно неплохие, они не скрипят, не люфтят и металлическая сетка в отличном состоянии.
Вообще, у Амфитонов странная конструкция – они, вроде как открытые и всем вокруг слышна музыка, играющая в наушниках, но тебя самого они достаточно сильно изолируют от внешних звуков и, получается, что эта открытость односторонняя.
Амбушюры выполнены из качественного такого советского «кирзового» кожзама, который, по всей видимости, был рассчитан на пару ядерных взрывов. Он до сих пор не потерял своих свойств и внешнего вида. Чего не скажешь о поролоне, которому давно пришли кранты. Поэтому сегодня амбушюры выглядят как живот после липосакции.
Но это ничего, ведь наушники на удивление комфортно сидят на моих ушах. Хотя через час уши уже, конечно, начинают болеть, ведь амбушюры не охватывающие, а ложатся прямо на уши. Изнежились мы в XXI веке и такого уже не терпим.
Оголовье сооружено из металлической дуги (нержавейка?), которая несет на себе перемычку из натурально синтезированной кожи с тисненой надписью Амфитон, и она почему-то странного коричневого цвета, ведь наушники черные. Ну, видимо, что было. Не до жиру, и так пришлось тиснение на ней делать. Зато сохранился этот «прекрасный нежный материал» из электрических овец почти безупречно. Слава советским химикам!
С помощью этой псевдокожаной перемычки регулируется посадка на голове, однако её серые пластиковые фиксаторы перемещаются щелчками и к тому же очень жестко, поэтому попасть ими в нужное отверстие задача не для слабонервных. Сделано для крепкого советского гражданина, а не для сегодняшних изнеженных буржуа.
Теперь провода – это, конечно кошмар и слёзы Ван ден Хула. Тонюсенькие, в какой-то жесткой унылой изоляции, они выглядят так, будто сейчас растворятся и растворят заодно и тебя. Но нет, советские провода выдержат любого аудиофила и, если понадобится, даже двух. Наверное. Короч, парни, провода на вид жидкие. И первое, о чем я подумал, это замена этих веревок на хорошие кабели, ибо мой внутренний эстет от них в депрессии.
В общем, дрожащими руками я принес их к своему плееру Acoustic Research AR-M20, подключил и они заиграли. Древнесоветские ТДСы рассчитывать на такое качество звука, конечно, не могли. И о, чудо! Такого гов....го звука я даже ожидать не мог. Похоже, старые мембраны чуть не испустили дух от хайрезов 24/192. На меня посыпался бубнящий, не слишком достоверный бас, середина вся усыпаная сибилянтами и заглушенные высокие. Амфитон, где, блин, советская аудиофилия, я тебя спрашиваю?!
Но, мы же так не сдаемся, верно? И тропинка и лесок, Амфитона хилый голосок... Вот я подумал, что это все моё, родное и надо дать им под зад новую жизнь. Короче, воткнул я их в свой AR-M20, прибавил громкости и запустил туда пресвятого Джека Уайта с новыми Раконтёрсами на пять часов.
Как тот кетчуп, который всё сделает едой, Джек Уайт сделал своё дело проорав эти Амфитоны. И они ожили! Ну как ожили, амбушюры такие и остались, а вот звук прорезался. Саунд оказался вполне неплох, но все-таки он довольно странный. Кстати, наушники тугие и громкость на плеере приходится выкручивать почти под потолок.
И вот как они зазвучали после «прогрева». Низы у наушников есть, они не быстрые, но мясистые, есть панч и есть общее низкочастотное давление. Например, в треке Тома Йорка Suspirium есть низкочастотный семпл, такой кинотеатральный практически инфранизкий звук и он воспроизводится эталонно, без гула и искажений. Верхний бас вообще отличный и хорошо прорисованный – из-за этого у Амфитонов в звуке много драмы, слушать что-нибудь соответствующее, например, King Krule очень увлекательно.
Середина разборчивая и тёплая, подается ну очень близко. Вокал не то, чтобы совсем натуральный, но не отталкивает, хотя ему заметно не хватает воздушности и эмоциональности. И разрешения. С одной стороны середины много, ты, вроде, всё слышишь, но не до такой степени, чтобы ахнуть – качество именно вокала не самого высокого уровня. Современные магнито-планары «рисуют» намного лучше. Хотя многое в середине подается достаточно живо и качественно.
Высокие же здесь вообще очень странные, они как будто не отсюда. Их по современным меркам очень мало и они холодноваты. Хочется сказать, что они деликатны, но это не так. У того, что ты слышишь на верхах неплохое разрешение, но не хватает энергии и громкости. И это удивляет на фоне теплых низов и середины, которых практически в избытке.
В общем, звук тут строится на приятных, но не очень четких и небыстрых низах и на избытке середины, которая к тому же максимально близка к слушателю. И это даже в какой-то степени клёво. К сожалению, на высоких жизни очень мало, хотя она там где-то теплится и это основной потенциал для модов. Получается, что звучат они темновато, но комфортно. Слушать можно долго, особенно если у вас крепкие несгибаемые уши, способные вытерпеть кирзовые амбушюры. Хотя вот легкую и воздушную музыку типа The Biology of Plants с какими-нибудь сверхнежными тарелками они могут задавливать и придавать излишнего драматизма.
Еще одна большая проблема – очень, очень, очень узкая панорама, глубины тоже практически нет, как нет и масштаба. Всё подается тесно, близко и поэтому общая картина часто (но не всегда) не впечатляет. Вроде даже и воздух где-то есть, но довольно ограниченно – показали и спрятали.
Зато подключив Амфитоны к кассетному Уокмену я действительно порадовался – эта пара максимально синергична. Наушники умело сдерживают и нивелируют ту резкость, которую генерит дешевый усилитель плеера, пропуская все вкусные детали. В результате вы слышите очень кайфовый и благородный кассетный звук. Они из одной эпохи и прекрасно ладят друг с другом.
Из хорошего – изодинамические наушники не позволяют смешивать всё в кашу и почти всегда уверенно рисуют звуковую картину, даже на очень сложной насыщенной музыке. В этом как раз и есть их (относительно) высокий класс. Еще Амфитоны очень неплохо справляются с живыми инструментами. Плюс они очень приятные и комфортные, неутомительные по звуку. В целом чувствуется приятный изодинамический характер, хоть всё это крайне неотесанно по сравнению с сегодняшними моделями.
Даже если относиться к ним сильно критически, то ТДС-15 не такие уж беспробудно дешевые. У них есть достаточно неплохой уровень по звуку даже по сегодняшним меркам. Но если вам кто-нибудь будет говрить, что ТДС-15 это высококачественные аналоги современных магнито-планаров – не верьте.
До современных наушников вроде Audeze LCD-2 им как до Луны. Они совсем не близко – по уровню звука их разделяет целая вселенная и ни какие моды не смогут это исправить. Да, наверняка их можно модифицировать и улучшить какие-то характеристики, но потенциал этой древней мембраны, как мне кажется, уже в базе раскрыт почти полностью. ТДС-15 приятный артефакт из моего прошлого, но не аудиофильская находка.
Еще почитать: Плеер Acoustic Research AR-M20 :: ЦАП Mytek Liberty :: Наушники Audeze LCD-2 :: ЦАП Schiit Modi 3 :: Aurender A100 :: Наушники Audeze iSine 20 :: Усилитель для наушников Schiit Magni 3 :: INSTA :: FB :: Делитесь публикацией в соцсетях, карма сама себя не повысит!