Министерство труда реформирует систему психо-неврологических интернатов с помощью внедрения стационарозамещающих технологий. Процессом ухода, поддержки и развитием инвалидов будут заниматься не только с помощью стационарного обслуживания, но и в полустационарной форме, а также на дому. Реформа призвана развивать самостоятельность и приспособленность пациентов, обучать и развивать социальные навыки. Часть постояльцев будут находится в приёмных семьях и на дому под надзором родственников. Соответствующий приказ опубликован на сайте МинТруда. Из него следует, что подвержены изменению будут все учреждения социального обслуживания для лиц с психическими заболеваниями.
Что не так?
Изменение системы интернатов созревало давно, текущая система непрофильна с точки зрения требуемого ухода. Постояльцы интернатов получают не самый тчательный уход, а социально- бытовые навыки далеки от идеала, всё это приводит к абсолютной социальной неподготовленности при выпуске из учреждения.
Есть у меня одна знакомая девушка из интерната. В 26 лет, когда волонтеры стали пытаться выяснить, почему она не училась, почему стоит «необучаемость» в карте, оказалось, что у нее просто ужасное зрение, она почти незрячая. Конечно, она хуже ориентируется, меньше понимает. Очки надели — другой человек! Но теперь вернуть ее в общество из-за потерянных лет очень сложно.
Директор ЦЛП Анна Битова. Известия
Причин таких проблем несколько, самая острая из них — чрезвычайно высокая нагрузка на персонал интерната, при работе с десятками подопечных невозможно обеспечить требуемый уход и наблюдение.
Только по государственным данным, на одного сотрудника сейчас приходится 16 человек. А мы думаем, что на деле — человек 20–25, зависит от региона. Но даже 16, особенно если часть из них лежачая, один работник просто не может обслужить. Значит, люди не помоются и тем более не выйдут на прогулку
Директор ЦЛП Анна Битова. Известия
Чтобы решить эту проблему изменится система распределения оптимальной нагрузки на одного социального работника, а также подход к профессиональную обучению. При этом часть постояльцев покинут учреждения и дальнейшее обучение и уход будут получать вне психо-неврологических интернатов.
Их выгоняют? Где они будут жить?
Массовых переводов случиться не должно. Предполагается, что речь идёт о малых долях непрофильных и деяспособных людях, которые в той или иной степени, обучаемы и владеют социальными навыками. Получать уход некоторые из них будут на дому под надзором родственников, которых будут социально (а также материально) стимулировать. Для групп инвалидов будет действовать сопровождаемое проживание — это совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях. Явление не новое, и предусматривает возможность получения социальных услуг, реабилитации и образования в привычной и благоприятной для инвалида обстановке, максимально приближенной к домашней. На данный момент совместное проживание действует в более чем 20 регионах страны. Для проживания подойдут любые жилые помещения, находящиеся в собственности инвалида, учреждений социального обслуживания, государственных или муниципальных жилищных фондов. Для реализации системы дорожной картой устанавливается создание тренировочных баз для развития навыков самостоятельности людей в быту.
Другой важный аспект — приёмная семья. Является институтом для граждан, имеющих психические растройства. Для такой деятельности в субъектах страны будут внедрены программы подготовки семей по работе с людьми, имеющими психические нарушения.
Самостоятельность и занятость
Формирование максимальной самостоятельности в быту и жизнедеятельности ещё один аспект системы психо-неврологической службы. Системой предполагается осуществлять содействие при получении основного общего образования (если оно не было получено). К инвалидам также будут привлечены волонтёры и негосударственные организации для формирования их ежедневной занятости.