В этом небольшом материале пойдет рассказ о церкви Александра Невского в Смоленске — ныне несуществующий храм, уничтоженный при Советской власти.
Если вы съезжаете с железнодорожного виадука, пересекаете Витебское шоссе и направляетесь вверх, на Покровку, по улице 12 лет Октября, то знайте: в этот момент под колесами вашего автомобиля находится крестообразный фундамент церкви. На карте Смоленска она просуществовала меньше трёх десятков лет.
Дело было так. Во время прохождения по Курско-Харьковско-Азовской железной до¬роге 17 октября (по ст.ст.) 1888 года поезд, в котором находил¬ся император Александр III вместе со своей женой и детьми, сошёл с рельсов. В этой катастрофе было большое количество жертв, но из августейшего семейства никто не пострадал. В память о счастливом спасении императора и его семьи на месте катастрофы был воздвигнут храм.
В 1889 году на собрании Смоленского попечительского совета тюремной Николаевской церкви его председателем Владимиром Фёдоровичем Тиленем было внесено предложение «увековечить священным памятником события 17 октября 1888 года». Собрание постановило установить на углу тюрьмы часовню, а если будут собраны необходимые средства, то выстроить храм. Свое решение о строительстве совет направил на рассмотрение президенту попечительского комитета, министру внутренних дел и в главное тюремное управление в С.-Петербург. Из всех инстанций было получено одобрение. Благодаря ходатайству губернатора В.О.Сосновского главное тюремное управление выделило 2000 рублей из денег комитета.
Закладка храма состоялась во вторую годовщину спасения императора – 17 октября 1890 года. Она была совершена епископом Смоленским и Дорогобужским Гурием с соборным духовенством.
Трудами В.Ф. Тиленя была собрана значительная сумма денег, позволившая выстроить церковь. Наиболее крупными жертвователями являлись директор комитета попечительства о тюрьмах Я.М. Толстой, церковный староста Ф.П. Синявский. Большую помощь при строительстве церкви оказал начальник тюрьмы Н.Н. Ерыхайлов. На протяжении двух лет собирались средства и строился храм. В июне 1892 года возведённую церковь осмотрел начальник главного тюремного управления Галкин-Врасский, одобрив завершённое строительство. Основание храма по форме представляло собой крест. Церковь была воздвигнута каменная, с тремя главами, «вызолоченными червонным золотом высшего достоинства». Кровля – железная, окрашенная медной краской. На южной стороне (изображённой на открытке) располагалась икона Спасителя Благословляющего, «писанная на цинке на золотом фоне». Над входной дверью храма находился образ Нерукотворного Спаса, пожертвованный владельцем изразцовой фабрики Будниковым. Каменная колокольня располагалась над притвором.
Внутренний вид храма был, как писали в те годы, «благолепный». В нем имелись две изразцовых печи. Иконостас был выполнен из дуба и украшен орнаментом. Иконы были доставлены из Москвы и написаны художником-академиком Шокиревым. Пол храма был устлан каменными щитами, тоже пожертвованными Будниковым. В «Смоленских епархиальных ведомостях» было написано: «Храм представляет хотя небольшое, приблизительно на 400 человек, но красивое здание, отделанное со вкусом и простотою».
Освящение храма во имя святого благоверного князя Александра Невского было совершено 11 октября 1892 года. На освящении присутствовали все высокопоставленные лица города Смоленска.
После литургии и молебна состоялся торжественный завтрак. В день освящения церковь и ограда вокруг нее были убраны зеленью, живыми цветами и фонарями.
При строительстве моста-виадука и затем прокладке по нему трамвайных путей церковь оказалась расположенной на дороге, ведущей на Покровскую гору.
В двадцатых годах XX века церковь была разобрана. В статье «Там, где были церкви», опубликованной в «Рабочем пути» за 1929 год, можно прочитать: «На месте Александро-Невской церкви сейчас пролегли стальные параллели трамвайных рельсов».
Церковь Александра Невского просуществовала около тридцати лет, на этот период (первое десятилетие XX века) приходится расцвет выпуска почтовых карточек, в том числе и с видами Смоленска. Данная открытка является единственным изображением этой церкви крупным планом, известным автору, она была сделана предположительно в на¬чале осени 1908 года и является ценным историческим документом той эпохи.