Найти тему
VarТехник

Мифы о Т-34, которые изменили мнение о танке.

Оглавление

Т-34 безусловно культовая боевая машина. Простой, надёжный, мобильный танк стал отличным подспорьем в затяжной войне. Машина была не без недостатков, которые часто преувеличивают, впрочем, как и преимущества. Всё это порождает множество мифов о танке, в которые верят люди, а мнение о нём не редко искажается из крайности в крайность.

Массовость танка.

Всем прекрасно известно, что Т-34 стал самым массовым танком не только периода Второй Мировой, но также он является одним из самых массовых в истории. Оно и не удивительно… Всего было выпущено около 60 000 - 65 000 машин, среди которых 4-5 тысяч лицензионные. Это даёт весьма серьёзное основание считать, что Т-34 можно было встретить в любом танковом бою Великой Отечественной.

-2

Однако, как бы не так. Т-34 хоть и невероятно массовая боевая машина, но его участие в практически всех сражениях преувеличивается. Взять только тот банальный факт, что в боевых действиях одновременно участвовали не все 60 тысяч машин.

Танки выпускались постепенно, а машины на передовой не редко теряли по разным причинам. Таким образом, к началу войны было около 1 000- 1 100 Т-34, а к концу 1941 году называют отметки в 3 000 танков. Упрощения конструкции, адаптация заводов и не всегда удовлетворительное качество позволили увеличить объём производства. Если говорить о конкретике, то за 1942 год произвели около 12 000, за 1943 примерно 15 000. Т-34-85 выпустили тиражом 25 000 танков. Только давайте учтём, что параллельно выпуску, части несли потери и из годового производства могли уцелеть менее 40% танков, а по некоторым данным менее 30%.

-3

Ещё один факт в пользу опровержения повсеместного участия в боях – наличие таких танков как БТ, Т-26, иногда Т-28 и крайне редко Т-35, некоторые из которых полностью исчезли в 1942 году, а некоторые применялись и в 1943-1944 годах. Менее известный, но весьма любопытный экземпляр – Т-50, который ограничили малой партией. Добавьте многим известные КВ, ИС, Т-60, Т-70 и Т-80, разного рода самоходные установок и получите, что Т-34 часто заменяли, или дополняли всем, что могло идти в бой, если была такая возможность.

-4

Тем не менее, Т-34 принял участие в подавляющем большинстве ключевых боёв и операций за всё время войны, что глупо отрицать.

Надёжность танка.

Пункт весьма спорный в первую очередь из-за вопроса – какой из Т-34 взять в качестве примера надёжности? Чтобы быть максимально объективным, лучше всего пройтись по основным аспектам каждой модификации.

Первый – Т-34 образца 1940 года. Машина ранняя и выпущена в количестве примерно 1 000 – 2 000 танков. Особенность конкретного образца на фоне остальных – 76 мм пушка Л-11. Она не имела феноменальной длинны и не выделялась баллистическими показателями. Однако, пушка была вполне достаточная для своего времени, но устарела. Главной недостаток танка в военное время – надёжность трансмиссии, плохой обзор на фоне конкурентов, низкая прочность гусеничной ленты при обстреле снарядами малого калибра.

-5

Т-34 1941 года частично унаследовал минусы предшественника – обзор и проблемы гусениц, но в список изъянов добавилось низкое качество сборки трансмиссии и узлов управления. К этому же можно отнести фильтры – как воздушные, так и масленые. Но танк прибавил в огневой мощи с помощью орудия Ф-34 калибра 76 мм. Установка не прошла бесследно – заметно уменьшилось внутреннее пространство башни. Но в то же время, это компенсировалось лучшей баллистикой и в целом эффективностью орудия в совокупности с новым взрывателем бронебойных и фугасных боеприпасов.

1942 год – Т-34 получил новую литую башню. Скруглённый лоб был заменён на прямые детали с круглой маской орудия большей толщины. В этом же году появился вариант смешенной конструкции со сварным лбом и передней частью борта, а корма оставалась литой. Проблема этой машины связана с качеством литья, но это справедливо не для всех танков. Гусеницы изменили и с их помощью улучшилась проходимость. Изменениям подверглась и трансмиссия – её качество улучшилось. Однако фильтры до сих пор нуждались в доработке, частой замене и уходе. Так же, в конце 1942 года люк водителя приобрёл 70 мм стали вместо 45 и огромную пружину для упрощения доступа к рабочему месту.

В 1943 году, трансмиссия танка была лишена многих проблем, значительно улучшились фильтры. В 1943 предприняли попытку улучшить обзор путём установки командирской башенки, параллельно улучшив оптику. В других аспектах танк остался прежним.

Т-34-85 1944 года в ранних исполнениях имел те же четыре члена экипажа в увеличенной башне. Причина – большие размеры пушки Д-5Т. Броня башни сильно изменилась – толщина 70-80 мм в зависимости от места под большими углами наклона. Такая броня не всегда пробивалась «Тиграми» и «Пантерами», однако корпус остался неизменным. Кроме того, продолжили улучшать силовые агрегаты, а привод поворота башни сменили с ручного и гидравлического на электромеханический. Однако проводку не редко коротило или выгорала, а в мастерских её меняли регулярно. Ещё одна проблема касалась прицелов. Их было довольно сложно протирать из-за толщи брони. Приходилось полностью демонтировать оптику.

1945 год – Т-34-85 приобрёл 90 мм в башне, а после 400-500 первых Т-34-85, экипаж расширился до пяти человек. Пушку сменили на С-53, которая почти не уступала Д-5Т. Надёжность танка стала едва ли не эталонной. Когда говорят о невероятной надёжности, подразумевают именно Т-34 1944-1945 года.

-10

Глупость танкистов.

Многие считают, что причиной больших потерь стала необученность танкистов. Это утверждение не верно в корне… Будущие экипажи проходили три месяца подготовки, прежде чем отправиться на фронт. Просто так в танкисты не брали, а если речь идёт о водителях или командирах – тем более.

-11

Если говорить о значительных потерях, то тут проблема скорее не в выучке, а в опыте. Не редко теория не совпадает с практикой и во время реальных боёв эта разница особенно заметна. Тем не менее, на этом факторе крайне часто заостряют внимание, словно потери РККА в течение всей войны были как летом 1941 года.

Разумеется, потери были катастрофическими в 1941 году, а также отдельные периоды 1942 и 1943 года, но если брать общее число соотношения потерь, то они не превышают одного союзника Германии на троих-четверых советских солдат. Однако, во многих источниках, особенно западных, можно найти другие цифры – 1 к 14, например, что совсем уж фантастически. При таких потерях, население СССР полностью бы исчезло в результате боевых действий.

-12

Если вернуться к бронетехнике, то в среднем на один немецкий танк отдавали один-два собственных. Многие могут возразить – «на одного «Тигра» приходилось не менее четырёх Т-34!», но на вооружении третьего рейха были не только «Тигры» и «Пантеры», но также самоходные орудия, Panzer IV, до начала 1944 года в строю немецкой техники можно было увидеть Panzer III, которые к тому времени были большой редкостью. Эти машины не имели достаточно прочного бронирования, чтобы сдержать снаряд Т-34 за исключением верхней части лба корпуса, и то, это справедливо для калибра 76 мм.

Разумеется, что это не всё, но если тема будет интересна, то продолжение не заставит себя долго ждать. Увы, за многие годы родилось очень много стереотипов, причём зачастую противоречивых и в кокой-то мере, даже глупых.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.