Начался новый учебный год, но общий уровень развития наших учеников остался прежним. Каждую осень новички не устают поражать меня поистине вопиющим невежеством. Люди, которым по 17 лет, которые уже 10 лет оттрубили в школе, зачастую не знают самых элементарных вещей, будто не сидят за партами пять-шесть дней подряд по шесть-семь часов, а выросли среди дикого леса, как дети Маугли. И это в современную цифровую эпоху, учитывая такое обилие и доступность информации.
Вот, например, сегодня. Девочка 11-классница. Собирается учиться на юриста. История началась у нее в 5 классе, зарубежная и русская идет параллельно. То есть 6 лет она методично повторяет одно и то же. И что в итоге? Она не вспомнила ни Меншикова, ни Фрунзе, ни даже Александра Невского. Словосочетание «крестовый поход» слышит впервые.
- Вы меня ни о чем не спрашивайте, я все равно ничего не знаю, - сказала она.
Зато поведала мне:
- А вы знаете, как умер Владимир Мономах?
- Нет, вроде умер как добрый христианин.
- Да нет, я читала, у него было много жен, он на последней женился, а она ему отрезала кое-что в брачную ночь.
Заметив мое изумление, девочка восторжествовала:
- А вы не знали, да?
- Ты спутала, наверное, несколько жен было у Владимира Святого. Но ему никто ничего не отрезал.
Девочка спорит, достает телефон:
- Ой, это оказывается Чингисхан был!
Дальше девочка признается, что не знает, кто написал «Тихий Дон». И что не любит совсем читать, хотя:
- Статьи в Интернете я читаю.
- А книги?
- Книигии? – изумлённо-недоверчиво. – А зачем?
- А школьная программа? Уроки литературы?
- А, так нам учительница содержание всех романов пересказывает!
Слава богу, эта девочка хотя бы знала, кто такие «современники». А то попадаются те, кто не знает. Не знают, что полуостров Крым находится на юге. Считают, что Первая мировая - это война с Наполеоном. И так далее. Вспоминать примеры вопиющего невежества можно долго.
Почему такое происходит? Может, я просто сама была ребенком пытливым и смышленым, много читала и много знала, и мне казалось, что все вокруг такие? Или общий уровень нынешних подростков и впрямь деградировал? Может, как раз обилие информации и легкий доступ к ней не пошли им на пользу. Это как есть суп без ложки. Может, мы потому знали, что делать с информацией, что имели дело со структурированными знаниями в виде энциклопедий? А сейчас сразу получаешь все в готовом виде, стоит только нажать две кнопки телефона. И интерес теряется. А как вы думаете?
Комменты, лайки и подписки приветствуются) – будет круто!