Недавно делал покупку в одном небольшом магазине. На двери висела наклейка, извещающая покупателя о том, что магазин принимает карты, но продавец сказал, что терминал не работает.
Когда я сказал, что наличных нет, и предложил всё-таки включить терминал (иногда этого бывает достаточно, чтобы «починить» терминал), мне предложили перечислить деньги с карты на карту.
Столкнулся с этим впервые; до этого о таких просьбах я только читал. Вроде ничего страшного в такой просьбе нет. Но подумав, я отказался. И вот почему.
Законно ли это?
Для плательщика, т.е. для покупателя — такая оплата допустима.
А вот у владельца могут быть проблемы с банком. Дело в том, что при переводе с карты на карту деньги будут переведены на текущий счёт физического лица, а такие счета не предназначены для ведения предпринимательской деятельности.
В тоже время налоговая не возражает (было даже специальное разъяснение по этому поводу — письмо ФНС России от 20 июня 2018 г. №ЕД-3-2/4043@), если предприниматель получив деньги на карту, внесёт их на расчетный счет.
Почему не нужно отправлять деньги продавцу на карту
За перевод средств может взиматься комиссия
У меня несколько карт разных банков и везде разные тарифы. Только одна карта позволяет переводить бесплатно (в пределах определенного месячного лимита). За перечисление средств с остальных карт придётся платить.
Может получиться так, что магазин сэкономит на эквайринге, но вы потратитесь на перевод.
Тарифы лучше заранее уточнить в своём банке, но в любом случае, в момент совершения перевода; сумму комиссии (если она есть) вы увидите в своём мобильном приложении.
Если карта кредитная, то комиссия будет практически стопроцентно, но кроме этого такая операция не попадает под льготный период.
Деньги могут дойти не сразу
Мы привыкли, что переводы с карты на карту, как правило, осуществляются моментально. Правда, нет гарантии, что так будет всегда.
Вдруг именно на этом переводе где-то что-то «застрянет»? Ответ службы поддержки вас точно не успокоит. Вы же не будете ждать несколько дней, чтобы забрать товар?
Нет подтверждения покупки
В идеале при такой операции, продавец должен внести собственные деньги в кассу и пробить вам чек. Обычно, как мне подсказали в комментариях, так и происходит.
Но если этого не произойдёт (а формально у продавца нет причин выдавать чек, ведь наличные в кассу вы не вносили), то получается, что вы перевели кому-то деньги, а зачем и почему — непонятно.
Тогда в случае возврата товара может возникнуть конфликтная ситуация — у вас нет чека или какого-то другого подтверждения покупки.
Вашу карту или мобильное приложение могут заблокировать
Исключительно, в целях вашей безопасности 😉
Дело в том, в соответствии с законом о Национальной платежной системе, банк должен приостановить платежную операцию, если есть подозрение, что она совершена без вашего ведома. В этом случае операция может быть приостановлена, а банк в течение 2-х дней должен связаться с вами, чтобы вы подтвердили операции.
При этом, банк может временно заблокировать карту или мобильное приложение.
Ну и вообще, есть карта, есть терминал — зачем ещё что-то придумывать?
Что делать если не хочется рассчитываться с помощью перевода?
Не переводить деньги на карту продавца!
И, если есть терминал, — настойчиво попросить провести оплату. Может получиться так, что неработающий терминал внезапно заработает.
Конечно, если терминала нет, то уговорами делу не помочь. Но я бы всё равно не стал переводить деньги на карту продавца. Расплатился бы наличными, а если их недостаточно, то поискал бы банкомат или… другой магазин.
Рекомендую прочитать
Кто принуждает магазины принимать банковские карты?
Почему номер телефона стал важнее номера паспорта, СНИЛС или ИНН