Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
Легковые внедорожники Горьковского автозавода применялись в войсках в военное и мирное время. История создания, конструктивные особенности, назначение и область применения ГАЗ-67 кратко изложены в этой публикации.
Краткая историческая справка.
Второе поколение внедорожников рождалось в трудные военные годы. При эксплуатации ГАЗ-64 были выявлены конструктивные недостатки, главным из которых являлась узкая колея, что значительно снижало безопасность и проходимость автомобиля. Проектирование автомобиля началось в начале 43-го года во главе с В.А. Грачёвым, выполнялось сложно, но по-военному быстро.
В середине сентября автомобиль с расширенной колеёй и новым кузовом успешно прошёл испытания в условиях бездорожья, буксируя 76-ти мм пушку. Первый серийный автомобиль покинул конвейер завода через 12 дней после завершения испытаний. До конца 43-го года выпущено более семи сотен автомобилей для фронта.
В первые месяцы 44-го года был отправлен на военные испытания модернизированный вариант, получивший индеек «Б». В серию ГАЗ-67Б пошёл после армейских испытаний во второй половине 44-го года. Автомобили выпускались не ритмично, в зависимости от наличия для них узлов, применяемых для бронеавтомобиля. В военное время ГАЗ-67 было выпущено почти 5000 штук. В течение десяти лет – свыше 92 тысяч автомобилей этой модели.
Назначение и технические возможности.
Автомобиль проектировался по техническому заданию военных и предназначался для перевозки командного состава, обеспечения разведки и буксирования артиллерийских систем. Практическое его применение было расширено в мирное время. Автомобиль эксплуатировали в геологоразведке, строительстве, лесном и сельском хозяйстве.
Автомобиль с открытым универсальным кузовом имел 4-х цилиндровый двигатель, мощность которого при объёме 3,3 л составляла 54 л.с. на 66-м бензине. При массе 1,32 т автомобиль имел скорость 88 км/час, мог перевозить до 450 кг груза и буксировать прицеп весом до 1,2 т. Разбитую просёлочную колею, «газик» легко преодолевал на 3 передаче.
Конструктивные особенности.
По сравнению с предшествующей моделью ГАЗ-67 имел следующие нововведения:
- Усиленная рама с повышенной жёсткостью и ресурсом.
- Для повышения проходимости и устойчивости на поворотах были установлены мосты с увеличенной до 1446 мм колеёй и новыми конструктивными решениями по подвеске к раме.
- Передний мост получил новую рессорную подвеску четверть – эллиптического вида с резьбовыми пальцами и втулками от ГАЗ-11, что увеличило угол въезда и высоту преодолеваемого вертикального препятствия.
- Четыре односторонних амортизатора от ГАЗ-М1 способствовали снижению «галопирования» автомобиля с короткой базой, для исключения которого нужны были ещё не освоенные в производстве двухсторонние амортизаторы.
- Новая конструкция рулевого управления позволила улучшить жёсткость поперечной рулевой тяги и управляемость автомобиля.
- Исключение промежуточного карданного вала и установка игольчатых подшипников в крестовины переднего карданного вала повысили надёжность трансмиссии.
- Кузов не имел дверей, а только брезентовые фартуки. Брезентовый тент, опираясь на откидные дуги, прикрывал пассажиров в непогоду. Детали кузова были просты в изготовлении и ремонте.
- Конструкция пластмассового руля ГАЗ-67Б с тремя спицами применялась на всех послевоенных грузовиках ГАЗа. Выпускаемый во время войны гнутый, деревянный руль с четырьмя спицами, освоенный в производстве за одни сутки (поставщик пластмассовых «баранок» был уничтожен врагом) полюбился водителям больше чем штатный, так как он был «тёплым».
Область применения.
В военное время автомобиль использовался как командирский. Имея уникальную проходимость, значительная часть вездеходов нашла применение в качестве тягачей пушек. На «газик» устанавливали тяжёлое стрелковое оборудование, радиостанции. Он использовался как санитарный автомобиль, перевозчик пехоты и «хозяйка» подразделения.
В послевоенные годы «газик» полюбили геологи, нефтяники, строители, лесники и селяне. Он стал первым помощником в разных областях народного хозяйства на долгие годы. Некоторые экземпляры восстановленных внедорожников и сейчас поражают их владельцев великолепной проходимостью, неприхотливостью двигателя и простотой конструкции.
О первом в мире легковом внедорожнике читайте здесь.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.