Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

5 удивительных акварелистов прошлого

Акварельная живопись в настоящее время переживает расцвет. Связано это с быстрым распространением информации в сети. Теперь, зайдя на ютюб, можно буквально заглянуть через плечо многим мастерам акварельных техник. Так появился спрос на хорошие материалы, предложение, соответственно, тоже появилось.

Я предлагаю поглядеть на современную акварель через призму времени.

Альбрехт Дюрер (1471 ‒ 1528)

Альбрехт Дюрер, Молодой заяц, 1502
Альбрехт Дюрер, Молодой заяц, 1502

Дюрер – великий немецкий график, вклад в искусство которого ценен наравне со значением гениев итальянского Возрождения. В немецкой живописи он был первым в жанре автопортрета. Свой первый автопортрет он нарисовал в 13 лет, чем был очень горд. Ведь работу он выполнил итальянским серебряным карандашом, который нельзя стирать.

Альбрехт Дюрер был также одним из первых европейских художников, взявших в руки акварель. В то время эту сухую краску растирали и использовали для оформления книг. Дюрер начал использовать акварель для станковых работ. Хорошо известны его детально проработанные ботанические рисунки и работа "Молодой заяц". Обратите внимание на то, что художник использовал белила.

Джозеф Тёрнер (23 апреля 1775 ‒ 19 декабря 1851)

Джозеф Тёрнер, Горящее судно, 1830
Джозеф Тёрнер, Горящее судно, 1830

Здесь изображён акварелью горящий корабль. Этой работе – подумать только! – почти двести лет! Её автор, английский художник Джозеф Тёрнер, к началу XIX века достиг выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он превратил акварель в едва ли не важнейший вид английской живописи. Новаторство художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX — начала XX в., вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе.

Викторианская публика, предпочитавшая реализм, граничивший с фотографией, слащавый сентиментализм и невыразительную цветовую гамму, не принимала его картины. В 30-40-х годах всё чаще появлялись критические выпады по адресу Тёрнера. Некоторые его работы, граничившие с абстракционизмом, создали художнику репутацию сумасшедшего, из-за чего королева Виктория отказала ему в возведении в рыцарское достоинство.

Гюстав Моро (6 апреля 1826 ‒ 18 апреля 1898)

Гюстав Моро, Фаэтон, 1878
Гюстав Моро, Фаэтон, 1878

Гюстав Моро получил крайне консервативное обучение в Школе изящных искусств Парижа. Художник любил работать над большими форматами с огромным количеством деталей, из-за чего многие картины остались незавершёнными.

Творчество Гюстава Моро было обращено к самым образованным людям, способным понять мир мифологической или средневековой символики. Моро был так привязан к своим работам, что почти не продавал их и не разрешал репродуцировать.

Поклонник Моро французский писатель Гюисманс писал, что «без явного предка, без возможных потомков, он (Моро) оставался в современном искусстве одиночкой».

Карл Ларссон (28 мая 1853 — 22 января 1919) 

Шведский художник Карл Ларссон родился в бедной неблагополучной семье. Его талант к рисованию заметил его школьный учитель и помог с поступлением в шведскую Королевскую академию искусств. Выучившись, Карл начал прилично зарабатывать и помогать родителям.

В 1877 году, после нескольких лет работы иллюстратором, Ларссон переезжает в Париж, где успеха не добивается. Царивший во Франции в то время импрессионизм не привлекает не только Ларссона, но и многих шведских художников. В 1882 году Карл познакомился со своей будущей женой Карин Бергее. У Карла и Карин было восемь детей. Идиллическая жизнь в собственном доме в окружении домочадцев стала основным источником вдохновения для художника.

Максимилиан Волошин (28 мая 1877 – 11 августа 1932 )

Безлесны скаты гор. Зубчатый их венец                                                                                                         В зеленых сумерках таинственно-печален.
Чьей древнею тоской мой вещий дух ужален
Кто знает путь богов — начало и конец.
Безлесны скаты гор. Зубчатый их венец В зеленых сумерках таинственно-печален. Чьей древнею тоской мой вещий дух ужален Кто знает путь богов — начало и конец.

Максимилиана Волошина обычно знают как литературного деятеля – поэта, переводчика и критика. Тем временем, он очень глубоко и философски работал в жанре пейзажа. Свои разносторонние знания Волошин получил самостоятельно. Проучившись в Московском университете около двух лет, он пустился в путешествие по Европе, слушая лекции в Сорбонне, углубленно занимаясь в библиотеках. В Париже он брал уроки рисования и гравюры у Е.С. Кругликовой.

Свои акварели он писал по памяти, обобщая натурные впечатления со знаниями по математике, геологии и археологии. В 1907 году Волошин обосновался в Коктебеле, где построил знаменитый Дом поэта. А в 1914 году он пишет письмо военному министру России с отказом от военной службы и участия в Первой мировой войне по причине несовместимости призвания поэта и художника с насилием над человеком. К слову, во времена великих испытаний он укрывал и белых, и красных, не питая ненависти ни к кому и обладая потрясающей способностью примирять окружающих.

* * *

В современном информационном поле возникла опасность нахвататься манерности и вкусовщины. В погоне за красивыми эффектами и управляемостью пятна на хлопковой бумаге можно утратить жизнь самого изобразительного искусства, стать плохой копией какого-нибудь признанного мастера.

Поэтому я и устроила вам эту экскурсию во времени. Конечно, пятью примерами мирового искусства не исчерпать, но насмотренность свою можно значительно улучшить.

Ваша К. С.

Секрет поэта и художника Максимилиана Волошина

Матисс и теория цвета

Компьютерная шея и эпоха Возрождения