Общеизвестно, что девятый фильм Тарантино, как и все предыдущие, наполнен массой отсылок к популярной культуре. Среди россыпи цитат меня особо позабавила одна - не самая явная. Когда герой Лео Ди Каприо отправляется в Италию, киноманы прекрасно знают, что "второй лучший режиссер спагетти-вестернов" - это Серджио Корбуччи. Они же знают, что первый - Серджио Леоне. Меньше знают, что Антонио Маргерити - тоже реальный персонаж. О нем и его фильме, который послужил источником вдохновения для одного из эпизодов - в этой публикации.
Еще с 50-х отправиться "подзаработать" в Европу было обычным делом для американцев, особенно с карьерными проблемами на родине. Так что эта линия из фильма Тарантино - абсолютно правдивая. Герой Ди Каприо снимается в боевике Антонио Маргерити - и тут тоже явная параллель. Легендарный герой "Великолепной семерки" Юл Бриннер снимался у Маргерити в боевике о наемном убийце - и в том фильме даже есть похожая сцена автомобильной погони, окончившейся падением машины в море.
Антонио Маргерити (часто работал под псевдонимом Энтони Доусон) был типичным ремесленником коммерческого кино времен кинобума. Не таким талантливым как Леоне и Корбуччи, но продуктивным. Быстро и экономно снимал боевики, ужасы, вестерны, фантастику - все, что приносило деньги. "Смертельная ярость" - один из таких фильмов. Его даже успели показать в позднем СССР - помню сеанс "фильмов Энтони Доусона" - "Смертельная ярость" и кроссовер вестерна и кунг-фу "Чужестранец и стрелок".
"Смертельная ярость" вышла в 76-м, действия фильма Тарантино происходит в 69-м - но снимался он в 2018-м. Так что маэстро имеет право на легкую тасовку дат - тем более что напрямую (в отличие от "Великого побега" Джона Стерджеса) Тарантино "Смертельную ярость" не цитирует. Это именно случай inspired by. Выходящий в тираж героический Крис из вестерна "Великолепная семерка" сначала повторяет роль в злодейский вариации в "Мире дикого Запада", а затем едет в Италию сниматься в боевике Антонио Маргерити - мне кажется, параллели более чем очевидные.