Найти тему
киНоНостальгия

Америка в ужасе от самой себя. Солдат в голубой форме режет индейцев.

Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)
Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)

В пионерском детстве мы бегали на «След сокола» или «Виннету, вождь апачей» и не знали термин «вестерн». Мы придумали название жанра – «про индейцев». Ведь героями западно- и восточногерманской франшиз были благородные апачи и команчи. Ситуация на родине вестерна отличалась кардинально. В Голливуде ндейцы играли колоритную массовку нападений на караваны переселенцев и погонь за дилижансами. Пустить стрелу в грудь пионеру прерий и эффектно кувыркнуться с лошади – функционал «индейцев» в голливудских фильмах на протяжении полувека.

Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)
Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)

Ситуация изменилась на рубеже 60-70-х. Новая Америка вспомнила о геноциде коренного населения. Тогда и появились немногочисленные, но заметные вестерны, которые раскрывали глаза американцев на неприглядные страницы истории покорения «Дикого» Запада.

Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)
Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)

«Солдат в голубом» оказался едва ли не первым фильмом, который реалистично показал преступления американских военных в отношении индейцев. Бурную дискуссию вызвал не столько фильм в целом, сколько одна конкретная сцена. Сам фильм вплоть до противоречивого апофеоза - традиционный вестерн, совсем не предвещающий жуткую развязку.

Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)
Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)

Волей судьбы два симпатичных молодых человека – парень и девушка – сведены на враждебных индейских территориях. Он – американский военнослужащий, она – невеста кавалерийского офицера. Вместе им предстоит непростой путь, опасные переделки, взаимная симпатия – в общем, стандартный сюжет с романтикой и приключениями.

Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)
Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)

Неожиданность - в конце. Герои добираются до «своих» и там узнают, что готовится карательный рейд на индейскую деревню. Молодые люди пытаются предотвратить расправу над мирным поселением, но, естественно, к ним никто не прислушивается. То, что последует - не для слабонервных.

Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)
Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)

Налет на деревню - первый раз, когда в американском кино показана жуткая резня, учиненная солдатами регулярной армии. Режиссер Ральф Нельсон снял уничтожение деревни с предельной натуралистичностью. На экране не лихой action, а хладнокровные убийства детей, женщин, стариков, показанные с пугающей откровенностью – вплоть до обезглавливания, снятого чуть ли не крупным планом. Это жестокое зрелище способно впечатлить даже сегодня, хотя, казалось бы, чего мы только не видели!

Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)
Кадр из фильма "Солдат в голубом" (1970)
Сторонники фильма утверждали, что так, не щадя зрительских нервов, надо «открывать глаза» и показывать правду о шокирующих преступлениях против индейцев. Какой бы противоречивой ни была репутация «Солдата в голубом», верно одно – такого в истории вестерна еще не было. «Индейская» тема была страшно открыта.

О легендарном вестерне на "индейскую" тему "Танцующий с волками" читайте здесь.