В пионерском детстве мы бегали на «След сокола» или «Виннету, вождь апачей» и не знали термин «вестерн». Мы придумали название жанра – «про индейцев». Ведь героями западно- и восточногерманской франшиз были благородные апачи и команчи. Ситуация на родине вестерна отличалась кардинально. В Голливуде ндейцы играли колоритную массовку нападений на караваны переселенцев и погонь за дилижансами. Пустить стрелу в грудь пионеру прерий и эффектно кувыркнуться с лошади – функционал «индейцев» в голливудских фильмах на протяжении полувека.
Ситуация изменилась на рубеже 60-70-х. Новая Америка вспомнила о геноциде коренного населения. Тогда и появились немногочисленные, но заметные вестерны, которые раскрывали глаза американцев на неприглядные страницы истории покорения «Дикого» Запада.
«Солдат в голубом» оказался едва ли не первым фильмом, который реалистично показал преступления американских военных в отношении индейцев. Бурную дискуссию вызвал не столько фильм в целом, сколько одна конкретная сцена. Сам фильм вплоть до противоречивого апофеоза - традиционный вестерн, совсем не предвещающий жуткую развязку.
Волей судьбы два симпатичных молодых человека – парень и девушка – сведены на враждебных индейских территориях. Он – американский военнослужащий, она – невеста кавалерийского офицера. Вместе им предстоит непростой путь, опасные переделки, взаимная симпатия – в общем, стандартный сюжет с романтикой и приключениями.
Неожиданность - в конце. Герои добираются до «своих» и там узнают, что готовится карательный рейд на индейскую деревню. Молодые люди пытаются предотвратить расправу над мирным поселением, но, естественно, к ним никто не прислушивается. То, что последует - не для слабонервных.
Налет на деревню - первый раз, когда в американском кино показана жуткая резня, учиненная солдатами регулярной армии. Режиссер Ральф Нельсон снял уничтожение деревни с предельной натуралистичностью. На экране не лихой action, а хладнокровные убийства детей, женщин, стариков, показанные с пугающей откровенностью – вплоть до обезглавливания, снятого чуть ли не крупным планом. Это жестокое зрелище способно впечатлить даже сегодня, хотя, казалось бы, чего мы только не видели!
Сторонники фильма утверждали, что так, не щадя зрительских нервов, надо «открывать глаза» и показывать правду о шокирующих преступлениях против индейцев. Какой бы противоречивой ни была репутация «Солдата в голубом», верно одно – такого в истории вестерна еще не было. «Индейская» тема была страшно открыта.
О легендарном вестерне на "индейскую" тему "Танцующий с волками" читайте здесь.