Filet magazine очнулся от зимней спячки и опубликовал мой лонгрид про любимые альбомы. Чтиво будет интересно поклонникам «новой волны», электронной поп-музыки, вообще меломанам и, как говорили в советские времена, широкому кругу читателей. Меня давно занимала эта тема, да руки никак не доходили до систематизации… В общем, я считаю эти музыкальные альбомы шедеврами в своём роде, квинтэссенцией мелодизма, фирменного саунда исполнителей и, конечно, продюсерских усилий.
Кстати, в своё время я делал для «Музыкальной газеты» статьи для рубрики «Electronic New Wave: обзор лучших альбомов», но тема несравненно шире – и «новой волны», и даже электронной музыки. Можно условно сказать, что это «рок» или «поп»… но не современный синтпоп – это был бы отдельный список. Конечно, можно ещё назвать альбомы De/Vision, Mesh, Covenant, Apoptygma Berzerk, VNV Nation, Backlash, Rupesh Cartel, но это, как говорится, совсем другая история.
И ещё. Я отдаю себе отчёт, что у этого «хит-парада» есть оттенок субъективности, и прекрасно осведомлён о том, что лучшими альбомами принято считать “Violator” у Depeche Mode, “Heaven Or Las Vegas” у Cocteau Twins, “New Gold Dream (81–82–83–84)” у Simple Minds и т.д. Однако, как говорится, именно ниженазванные диски я бы взял с собой на необитаемый остров.
***
Я никогда не скрывал, что именно 1980-е были для меня самой интересной декадой в музыкальной истории. Это концентрат креативности, полистилистичности и «фриканутости». Они кружили голову, как шампанское, но к началу 1990-х пузырьки испарились, и шампанское выдохлось.
И давайте сразу расставлю точки над «i», чтобы не было лишних претензий или вопросов. Одними только этими альбомами моя фонотека не ограничивается, я слушаю массу самой различной музыки, это могут быть и The Residents, и Нусрат Фатех Али Хан, и Autechre, но для них требуется определённое интеллектуальное усилие, а «тридцатка» следующих альбомов дарит мне отдых и чистое, ничем не замутнённое удовольствие.
Конечно, я знаком с полными дискографиями представленных ниже музыкантов, и у меня было достаточно и времени, и желания, чтобы мои приоритеты окончательно выкристаллизовались. First cut is the deepest, и большинство из альбомов «хит-парада» являются теми, с которых я начинал знакомство с творчеством этих музыкантов.
Текст был написан единственно возможным способом. Это субъективные переживания на фоне объективной музыкальной картины. А чтобы информация не была оторвана от реальности, своим экспертным мнением поделился также программный директор одной частной радиостанции. :)
Alphaville – Afternoons In Utopia (1986)
С чего начать? У отца был бобинный магнитофон, на котором он часто слушал музыку в 1980-е. Моими любимыми альбомами из его фонотеки были “No. 1 In Heaven” Sparks, “World Of Today” Supermax, “London Town” Пола Маккартни и Wings, “The Man-Machine” Kraftwerk… В общем, необычно и/или ярко звучащая музыка – потому что стандартный гитарный рок меня не особо интересовал! Был альбом, к которому у меня отношение было особенно трепетное: “Afternoons In Utopia” Alphaville. На нём ведь что ни песня – хит (да и вообще для меня каждый из альбомов этого списка – это сборник хитов). Пронзительный, божественный голос Мариана Голда, богатые аранжировки, бьющая через край неоромантика… Кайф! Помню, когда в школе становилось скучновато, я вспоминал крышесносящие мелодии “Jerusalem”, “Sensations” или “Universal Daddy” – и на душе делалось светло и легко.
Однажды родители ушли в театр, и отец разрешил послушать магнитофон, т.е. с этого момента я имел самостоятельный доступ ко всей фонотеке. Можно сказать, наступил «переломный момент», и я официально стал меломаном! В общем, в тот вечер я первым делом слушал именно «самое вкусное», то есть Alphaville.
Комментарий программного директора радиостанции (ПДРС): А они выступали на «Дискотеке Авторадио»? Точно-точно, выступали.
Genesis – Genesis (1983)
В детстве я был скромным и послушным мальчиком (правда, из разряда «в тихом омуте черти водятся»), слушал классику, поэтому переход к арт-року был вполне логичен и объясним. Из всех арт- и прогрессив-рокеров мне всегда больше всех нравились Genesis, и я был в полном восторге от их двойного концептуального альбома “The Lamb Lies Down on Broadway”. Но подули новые ветра, Питера Гэбриэла на посту рулевого сменил Фил Коллинз, и публика услышала в 1980-х совсем другую группу (под тем же названием). Бывшие арт-рокеры с азартом окунулись в «новую волну» и на своём альбоме 1983 года преподали младшим коллегам настоящий мастер-класс в этом жанре. Он звучит одновременно нервозно и ультрамелодично. В текстах – никаких «сю-сю, ля-ля», всё серьёзно. А самая крутая песня, почти индустриальная “Mama” стоит в самом начале: никогда (ни до, ни после) Genesis не звучали так мрачно, тревожно и пугающе… Чёрт побери, я сбился со счёта, сколько раз я слушал эту кассету на своём красном венгерском плейере.
Комментарий ПДРС: Мне больше нравятся сборники их хитов. Там нет этой ужасной песни.
Simple Minds – Sparkle In The Rain (1983)
Наверняка вы помните, как в школе обменивались самодельными анкетами — красивыми тетрадками со списками вопросов? «Три любимые группы» – не знаю, был ли такой вопрос, но вполне мог быть. Для меня всегда ответ на него был очевиден: Depeche Mode, Genesis, Simple Minds. Последних впервые услышал вовсе не на саундтреке к фильму “Breakfast Club”, который был культовым для Запада, но не для СССР, а на красиво изданной двухдисковой пластинке “Greenpeace Breakthrough”, главной целью которой было скорее не собирание средств на защиту живой природы, а приобщение к западной музыке советского народа.
Одну из сторон открывала незабываемая концертная версия песни Simple Minds, название которой перевели как «В порту». Её оригинал (“Waterfront”) содержится как раз на этом альбоме – кажется, что даже такому опытному продюсеру, как Стив Лиллиуайт, едва под силу укротить кипучую энергию шотландской группы, которая на этом диске просто бьёт через край. Когда ближе к концу альбома Джим Керр захлёбывается у микрофона в “The Kick Inside of Me”, слушателю кажется, что он сходит с ума.
Комментарий ПДРС: Довольно-таки противный голос. В эфире моей радиостанции этому нет места.
Depeche Mode – Some Great Reward (1984)
Dеpеche Mode… Как много в этих звуках для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! Поэтому не буду переливать из пустого в порожнее, не буду вспоминать священный обряд инициации (другими словами, первое знакомство с музыкой бэзилдонской четвёрки), просто кратко (без упоминания конкретных песен) процитирую свою статью для «Музыкальной газеты»: «Обложка диска является квинтэссенцией “романтически-индустриальных” настроений того времени: смотрящие друг на друга жених с невестой на фоне ночных фабричных строений… Это, бесспорно, один из величайших альбомов в электронной музыке: яркий, острый, реально комплексный, все песни — ну просто готовые хиты благодаря таланту их амбициозного автора (Мартина Гора), а также аранжировщика (Алана Уайлдера) и, конечно, исполнителя (Дэйва Гаана).
Удивительно, как умница Уайлдер добился поразительной полифоничности и мелодизма за счет средств чисто синтезаторного звука – а ведь группу в первой половине 80-х попрекали за это, считали недостатком использование синтезаторов как основного инструмента. Любопытно, что даже фонетически лирика Depeche Mode производит сильное впечатление (тем более в сочетании с прямо-таки футуристичной музыкой), слова выбираются не только по смыслу, но и с точки зрения звукосочетаний… “Some Great Reward” — по-настоящему инновативный для группы альбом. Это абсолютная классика electronic new wave, настоящий must-have, твердая валюта обменивающихся дисками меломанов и один из краеугольных камней музыки 1980-х».
Комментарий ПДРС: Правильно сказал светский аксакал, Ирина Кабасакал, это музыка сатанинская. За силами тьмы легче следовать, так что не удивительно, что у них было так много фанатов. Имя им легион! На самом деле их вокалист давно умер, вместо него поставили двойника.
Ultravox – Lament (1984)
Человек со странными именем и фамилией Мидж Юр всегда производил на меня чрезвычайно интеллигентное впечатление. Вообще, меня подкупали романтичные вокалисты с красивым, харизматичным голосом, и чтобы без всякого непотребства, высунутых языков и прочих грязных панк-манер. Так что меня легко упрекнуть в снобизме и элитаризме. Ну и ладно. Я же рос воспитанным мальчиком.
Уже его предшественник “Quartet” был чудо как хорош (у меня даже была виниловая пластинка!), но “Lament” его превзошёл – и остался главным достижением. Каждый из четырёх треков на первой стороне пластинки – бриллиант. Каждый из четырёх треков на второй стороне – как минимум аметист. Одним словом, здесь немало впечатляющих синтпоп/рок-песен, не буду их перечислять. Назову лишь одну, и это визитная карточка ансамбля. “Dancing With Tears In My Eyes”. Прекрасная песня, прекрасный клип…
В 2017 году ремастированное переиздание альбома обзавелось вторым диском, на который вошли ремиксы и би-сайды.
Комментарий ПДРС: Нормально. Наш системный администратор любит эту группу. Думаю, айтишники фуфла не слушают. Ведь за ними будущее.
Talk Talk – It’s My Life (1984)
Ещё одни бойцы неоромантического авангарда – Talk Talk (ах, как же я люблю эти повторяющиеся слова в названиях нововолновых групп!) под предводительством Марка Холлиса – невротика и мизантропа. Во всяком случае, такое впечатление оставлял его персонаж в видеоклипах, да и дальнейшие его причудливые музыкальные трансформации в области пост-рока и джаза. Впрочем, на середину 1980-х пришлось время их расцвета.
Пластинка содержит суперхит “Such a Shame”, душераздирающую балладу “Tomorrow Started”, памятную по чудесной лайв-версии в сборнике лучших хитов Talk Talk, и, конечно, саму “It’s My Life”, которая в новом тысячелетии обрела второе рождение у американской и вообще мировой аудитории – с лёгкой руки платиновой блондинки Гвен Стефани и её коллектива.
Комментарий ПДРС: Ну, такое. Помню, в детстве на дискотеке крутили.
Ministry – Work For Love (With Sympathy) (1983)
Вот тут система (first cut is the deepest, помните?) дала сбой. Сначала я услышал нашумевший альбом “The Land Of Rape And Honey” – и долгое время он оставался моим фаворитом. А вот “With Sympathy” (европейская версия называлась “Work For Love”) всеми воспринимался как бастард, это была настоящая «стигмата» (пользуясь названием их хита) на дискографии этой культовой индастриал-группы. «Мы были голимыми синтипопперами», какой моветон!
Но прошло время, и ситуация начала медленно, но верно меняться. Можно сказать, справедливость восторжествовала. Наверное, не случайно в минувшем году появился целый трибьют этому диску: “Effigies. A Tribute To Ministry’s With Sympathy”. Я обожаю его (в смысле, оригинал), как и демки того же 1983 года: “The Game Is Over” и “Same Old Scene” – шикарный кавер на песню Roxy Music.
Комментарий ПДРС: Ну и шляпа. Я лучше Виктора Салтыкова послушаю.
Foreigner – Agent Provocateur (1984)
В скучноватом и предсказуемом жанре AOR (который сначала расшифровывали как album oriented rock, а потом как adult oriented rock) встречаются свои перлы, и «Агент-провокатор» как раз принадлежит к их числу. В первой половине 1980-х разногласия между основателем группы Foreigner, гитаристом Миком Джонсом и вокалистом Лу Грэммом ещё не стали непримиримыми, тем более видимых предпосылок для этого нет: гастроли, признание, успех, альбом “4” получил платиновый статус…
Но вот кого в большей степени обрадовал его последователь: любителей хард-рока или поклонников «новой волны»? Чёткий стальной звук безупречно записанных в студии гитар щедро сдобрен синтезаторными звуками, и результат этого удачного симбиоза – не только визитная карточка группы, проникновенная баллада “I Want To Know What Love Is”, но и куда более жёсткие (но не менее классные) треки. Здесь я ставил один из них. А отголоски ещё одного, “That Was Yesterday”, я чётко различаю на изданной в Советском Союзе виниловой пластинке Сандры (вроде бы лучшей), где “In The Heat Of The Night” и всё такое прочее.
Комментарий ПДРС: Вот это я понимаю! Вот это музон! Это же Bon Jovi? Нет?
Robert Plant – Now And Zen (1988)
В продолжение темы взрослых волосатых дядек, и как они переживали 1980-е. Этот диск представляет собой искусные студийные манипуляции над рок-наработками прошлых лет. На нём есть яростные гитарные запилы, беснующийся Плант, но ты наблюдаешь за этим как бы с экрана телевизора (или монитора). И это мне дико нравится. В этом – суть 1980-х. В этом также – суть электронной поп-музыки. Реальность современного мира иллюзорна, она растворена в симулякрах (пользуясь терминологией Жоржа Батая). В сущности, альбом представляет собой зеркало времени, в котором первостепенную важность стал приобретать метатекст, комментарий и деконструкция (а это одно из основных понятий философа Жака Деррида).
Действительно классная пластинка всегда содержит как минимум два слоя – один очевидный, в котором песни существуют как бы сами по себе, и другой концептуальный, в котором они организованы в систему, сообщающую аудитории нечто дополнительно. Наверное, поэтому на меня “Now And Zen” всегда оказывал определённое психоделическое воздействие.
Комментарий ПДРС: Это вокалист Led Zeppelin? Да ну нафиг. Не верю. Тут же совсем другой стиль.
A-Ha – Scoundrel Days (1986)
Основным аудионосителем во времена моего детства и юности были аудиокассеты, и с этим форматом связаны свои особенности восприятия музыки. Так, на сторону хронометражом 45 минут не влезал превышающий его альбом, и оставалось мучиться в догадках: как он заканчивается? Бывало, наоборот, запись начиналась раньше непосредственно звучания кассеты, и таким образом обрубалось начало. А ещё случалось, что расположение звукозаписывающей и звукоснимающей головок не совпадало, и тогда в альбом просачивались шумы с предыдущей записи.
Именно так у меня было со “Scoundrel Days” A-Ha, поэтому когда эта работа потом попала ко мне уже в mp3 (не говоря уже про аудиодиск), переслушивал с нескрываемым наслаждением! Как будто наконец убил надоедливую муху. Кстати, насчёт «мухи». “Scoundrel Days” вышел в один год с альбомом “Black Celebration”, и начало первой песни A-Ha (одноимённой с названием альбома) отдалённо напоминает начало первой песни Dеpеche Mode (тоже одноимённой!), мало того, начала второй (“The Swing of Things” и “Fly On The Windscreen”) также похожи! Ну сами послушайте. Совпадение? Не думаю! J В любом случае, альбом получился очень цельный по исполнению и по настроению (хотя многие скажут, что самый депрессивный у норвежцев – но для меня это комплимент).
Комментарий ПДРС: Разве это A-Ha? Не узнаю. Мутновато. Мрачновато.
Cocteau Twins – Blue Bell Knoll (1988)
“Blue Bell Knoll” или “Heaven Or Las Vegas”? “Heaven Or Las Vegas” или “Blue Bell Knoll”? А, может, всё-таки “Treasure”? Определить мой любимый альбом Cocteau Twins – задача непростая. Но я переслушал “Blue Bell Knoll” и “Heaven Or Las Vegas”, и моё решение определил один момент: саунд на “Heaven Or Las Vegas”, с одной стороны, более роковый, а с другой, здесь есть сингл “Iceblink Luck”, который я почему-то никогда не любил. В его припеве Лиз Фрейзер щебечет счастливой, беззаботной пташкой, а я её ценю не такой. Она должна пустить слезу. Она должна вызывать печаль, но светлую. Мне как слушателю может быть сладко, но в то же время и немножко больно. В этом суть дрим-попа. И в этом суть “Blue Bell Knoll”. Это отражённая в музыке хрупкая красота. Невыносимая лёгкость бытия.
Комментарий ПДРС: Ай, «Колибри» были лучше. Или не лучше… Неважно, всё это устарело, сейчас другие песни в тренде.
The The – Soul Mining (1983)
Музыка – не просто приятная часть жизни. Она спасает. Она не раз помогала мне в периоды упадка и уныния, за что я благодарен любимым артистам. Среди них есть те, которые, кажется, с твоей душой звучат в унисон. Иногда от прослушивания их записей становится даже как-то неудобно: как будто кто-то подглядывает за тобой. Однако я такой, какой есть, так что ОК. Смирись с этим. Альбомы проекта Мэтта Джонсона The The всегда были для меня чем-то вроде личного дневника, в который ты записывал свои собственные страхи, сомнения, но и свои открытия. И главные из этих открытий записаны на “Soul Mining”. Это очень нервный альбом. Но в музыке должен быть нерв. Кто-то называет его «драйвом». Без него она мертва. А может, лучше назвать его «душой». Наверное, не случайно и название этого диска можно перевести как «Раскопки души» или («Исследования души»). P.S. А ещё “Giant” – явный фаворит в номинации «Песня, наилучшим образом завершающая альбом». 🙂
Комментарий ПДРС: Я как-то прослушал этот альбом. В смысле, пропустил. То есть не заметил, что музыка играла. Поэтому ничего не могу сказать.
Jesus Jones – Perverse (1993)
Не сказал бы, что мне нравятся мрачные и депрессивные исполнители. Но! Мне нравятся самые мрачные и депрессивные пластинки у групп, звучащих в целом вполне оптимистично, а где-то даже и весело (хотя бывает и наоборот, как в случае с The Cure). В “Музыкальную газету» меня привёл Коля Сапунов. И сразу «пробил» для моей первой статьи фото на обложке (больше такого в моей карьере музыкального журналиста не было!): «Jesus Jones были номинированы на MTV как Best New Artist и взяли приз как Best Band Named After The Son Of God… Шутка, за Best New Video. Вышедший в 1993 году альбом “Perverse” звучал более жестко, более технологично, чем его предшественник, припопсованный “Doubt”.
“Perverse” был действительно хорош и выдержан по стилю, потому-то он и провалился, если можно назвать провалом полмиллиона проданных копий. Не очень высоко в хит-парадах поднялись и синглы “Right Decision” и “Zeroes and Ones”. Ремикс последней вещи сделали, кроме эмбиент-гения Aphex Twin, Prodigy. Пресса же похвалила эти две песни и за их отличное клавишно-гитарное звучание и за лирику, хотя и позволила себе поприкалываться со строчек типа “The problem with successis you become what you detest“ (“Right Decision”). Честно говоря, вполне тянет на афоризм! Иногда можно было встретить очень причудливые рецензии. Так, “Melody Maker” назвал мелодию “Zeroes and Ones” научно-фантастическим птеродактилем, собирающимся на кровавую охоту».
В 2014 году “Perverse” ремастировали и переиздали в делюкс-версии из двух CD и DVD с лайвами и видеоклипами.
Комментарий ПДРС: По-моему, это ремиксы на «Парк Горького»!
The Cure – The Head On The Door (1986)
Журналы для подростков – это была тема! «Ровесник» печатал рок-энциклопедию – медленно, но верно. Растянул долгострой на много лет. На 1989 год пришлись, кажется, буквы F (Foreigner!), G (Genesis!), H (Не помню!)… Журнал «Мы» рассказывал про советских рок-музыкантов, и в заметке про «Звуки Му» каким-то образом были упомянуты, помимо Брайена Ино, Cocteau Twins (я оттуда про них впервые узнал). А про The Cure статью опубликовал минский журнал «Поп-музыка», ведомый Юрием Цыбиным, Адамом Глобусом и группой прогрессивных белорусских обозреватиелей.
Ничего оттуда уже не помню, кроме фразы, что невесту Роберта Смита никто не видел, но ходят слухи, что она страшна, как смертный грех. На “The Head On The Door” Cure из мрака выползли на свет и быстро смылись обратно. А какой классный был клип “Close To Me”, помните? Да и “In-Between Days” тоже, такая бодрая песня! Но не попсовая, в отличие от гораздо более поздней “Friday I’m In Love”. Фи, не люблю её.
Комментарий ПДРС: Эту группу слушал мой сосед. Однажды ему на школьном стадионе хорошенько втащили. Металлисты, кажется. Или волнисты? Не помню уже.
Nitzer Ebb – That Total Age (1987)
Вклад DJ Commando Labella в популяризацию индустриальной музыки в Беларуси трудно переоценить. Если в России всегда более популярны были гитарные ответвления, готика, дарквейв и т.п., то в нашей стране благодаря DJC Labella очень высоко ценился электроиндастриал. А вот синтпоп любят, по-моему, везде – но это же как вишенка на торте (если с таковым можно сравнить schwarze-сцену)… Впрочем, я «подсел» на NE и FLA благодаря Руслану Онищенко, который приходил ко мне в гости с фирменными дисками. С ним я познакомился во время своей первой поездки на концерт за пределы страны – я имею в виду московское выступление Einstuerzende Neubauten в 1997 году. Кстати, музыкальный проект Руслана носил название Lakeside Drive – в честь песни NE.
В разное время мне нравились разные альбомы Nitzer Ebb. Но в своих пристрастиях я продвигался от последних к первым, и остановился на их официальном дебюте на Mute (демо-записи и синглы не в счёт). Nitzer Ebb был рождён как отличный сообщник Depeche Mode, идеальный вариант для концертного разогрева перед хедлайнером. Это диковатая, мизантропичная и агрессивная запись, при этом очень английская (чувствуется отличие от, например, бельгийской школы EBM). На ум приходит забавная антитеза: если Alphaville живописали утопию, то примерно в это же время NE обрисовали будни антиутопии, где Дуглас Маккарти стоит на трибуне и орёт через матюгальник что-нибудь вроде: «В здоровом теле – здоровый дух!», «Учись ненавидеть врага!», «Скажи НЕТ слабости!», «Речёвку запе-вай!» и всё такое прочее.
Такая музыка обжигает. А я, как бабочка, продолжаю лететь на огонь. Ещё отмечу, что это идеальный саундтрек для того, чтобы эффективно перемыть гору посуды. В 2018 году все альбомы NE были переизданы в расширенных изданиях, и основным достоинством новой версии That Total Age являются даже не бонус-треки, а наличие сингла “Warsaw Ghetto”, присутствовавшего на виниле, но исключённого из оригинального релиза на компакт-диске.
Комментарий ПДРС: Такое слушают на сходках скинхедов. Я бы такую музыку запретил.
Front Line Assembly – Tactical Neural Implant (1992)
Когда Ambassador 21 ещё не уехали в мировое турне – ок, шутка, просто не уехали за рубеж – я ходил на точку Алексея Протасова в торговом центре «Подземный город», где на радостях как-то купил у него пачку CD FLA. Мне сложно определиться с моим любимым их альбомом – это может быть и “Hard Wired”, и “FLAvour Of The Weak”, и “Epitaph”. Одним словом, мне нравятся (что вполне предсказуемо) более электронные, а не гитарные альбомы канадцев. Но эта работа дарит приятные воспоминания о том времени, когда все тащились от фильмов с «металлическими» названиями (например, «Железяки» и «Тетсуо – железный человек») – и когда MTV было достаточно крутым, чтобы не стесняться крутить клип “Midphaser”.
К 1992 году Билл Либ сотоварищи, ринувшись на инфракрасное поле брани, буквально почувствовали вкус крови, и с азартом визуализировали кошмары про войны киборгов и атаки хакеров в своих однообразных гимнах технологическому апокалипсису. И это было задолго до «Матрицы»! Тогда было не зазорно и не наказуемо тырить сэмплы у Мадонны и гангста-рэпперов. Тогда деревья были большими, а трава была зеленее. Такое сейчас представить немыслимо. «Няма таго, што раньш было…».
Для группы Forgotten Colobox я потом написал песню “Life Is On Display”, строчки из которой вполне можно было бы представить в лирике FLA времён “Tactical Neural Implant”:
In cybernetic wars
Let’s make the water turn red
When life is on display
Alpha and omega said
Комментарий ПДРС: Хрень какая-то. Есть люди, которые это слушают?
Coil – Love’s Secret Domain (1991)
Ещё до легендарного журнала «ПТЮЧ», учась в лицее, мы имели возможность слушать такую музыку благодаря Лёше Рыжечкину. Это был человек очень широких и прогрессивных взглядов, а по знаку зодиака – Водолей. Его фонотека, как и библиотека, была огромна. Там на одной стороне аудиокассеты могли быть записаны «Планеты» Густава Холста, а на другой – дебютный (и лучший) сольный альбом F.M.Einheit “Stein”. Конечно, у него водились и императоры эзотерического подполья Великобритании – Coil.
“Love’s Secret Domain” – ответ битловской “Lucy In The Sky With Diamonds” – исключительно в смысле реакции масс, обвинивших группу в пропаганде наркотиков, ведь название складывается в небезызвестную аббревиатуру.
Неожиданно бывает находить пересечения из прошлого с людьми в твоём настоящем. Мы работаем вместе с Виктором Жуком (Kritchev vs. Ban), который, оказывается, тоже ездил в Москву и на EN, и на Coil (билеты, что характерно, стоили 666 рублей). Он рассказал забавную историю о том, как стал обладателем батарейки Memorex из концертного микрофона (или из устройства, искажающего голос) Джона Бэланса, другую батарейку забрал Дмитрий Колесник. Концертный дебют в России удался на славу (пишут, что на следующий год было хуже), публика неистовствовала, даже MTV показало репортаж! А я честно поделился собственными впечатлениями в «МГ», которые, как оказалось потом, произвели впечатление на Татьяну Замировскую, на тот момент ещё вроде бы не особо знакомую с творчеством и культовым статусом Coil.
Мои любимые треки – завораживающие танцевальные синглы “The Snow” и “Windowpane”, а ещё душеспасительный трип в царство Аида “Dark River”.
See microscopic
See world view
See the future
Leaking through…
Комментарий ПДРС: Я тебе так скажу: это просто наркоманское дерьмо, и точка.
David Bowie – Black Tie White Noise (1993)
Величие Боуи бесспорно – и одновременно малопонятно постороннему. Пришелец с другой планеты, разноглазый хамелеон, он умел перерождаться и снова удивлять. Путь из глэма 1970-х через берлинскую трилогию (а затем великий “Let’s Dance”) – к футуристичному драм-н-басовому “Earthling” и дальше – это череда творческих реинкарнаций гениального артиста.
“Black Tie White Noise” был отмечен возвращением к успешному сотрудничеству с Найлом Роджерсом и содержал как неожиданные каверы “I Know It’s Gonna Happen Someday” (Моррисси) и “Nite Flights” (Скотта Уокера – тогда ещё в составе The Walker Brothers), так и мощный сингл “Jump They Say” с непростой историей в лирике и сюрреалистичным видеоклипом. Но здесь круче всех, по-моему, песня “You’ve Been Around”, она просто ох-ре-ни-тель-на!
Комментарий ПДРС: Уважаю. Но не моё.
Art Of Noise – The Ambient Collection (1990)
Когда в 1913 году итальянский композитор-авангардист Луиджи Руссоло опубликовал свой манифест «Искусство шума», он наверняка не мог предположить, что семьдесят лет спустя британская группа с таким же названием произведёт маленькую революцию в звукозаписи. Неутомимые экспериментаторы и архитекторы звука выстроили свою репутацию на протяжении второй половины 1980-х годов, а укрепили её благодаря выпущенным в 1990-е и позже ремиксам. Самым впечатляющим из сборников этой серии стал первый, “The Ambient Collection”. То есть это вроде как компиляция, но композиции настолько переработаны и финальный результат настолько совершенен, что вполне тянет на самостоятельный альбом. Одна из самых волшебных пластинок, с которой как будто отправляешься в путешествие в экзотические страны! Я слушал её и мечтал об этом. А потом просто стал заядлым путешественником (особенно полюбив страны Юго-Восточной Азии) – не в последнюю очередь благодаря полученному от Art Of Noise вдохновению.
Комментарий ПДРС: Под такое хорошо засыпается. Но на радио я бы это не поставил – разве что глубокой ночью, в специальной программе.
Falco – Wiener Blut (1988)
В 1980-е я каждое лето ездил в пионерский лагерь. И днём там местный ди-джей заводил музыку. Естественно, чем дело было ближе к концу 1980-х, тем музыка становилась интереснее. Перестройка, ё-маё. И вот был там у меня один любимый альбом, от которого «торкало» неимоверно: “Wiener Blut” Falco. Он тут выглядит молодцом, ходит гоголем и кричит петухом. Я знаю всё его творчество (мне даже как-то приснилось, что я услышал неизданный альбом австрийца), но “Wiener Blut” возвышается над ним, как айсберг над антарктической океанской гладью.
Это отличный альбом, шикарно, «жирно» спродюсированный Bolland & Bolland. Тут есть и мегапафос, и одновременно самоирония, а главное: харизматичный и узнаваемый вокал! Диск настолько монолитный, что сложно «выдрать» какую-то одну песню (может, “Satellite To Satellite”?), и неожиданно синглом был выпущен идущий практически бонус-треком кавер на “Do It Again” Steely Dan.
Комментарий ПДРС: Здесь нет «Рок ми Амадеус»? Тогда нафиг надо.
Kate Bush – Hounds of Love (1985)
Я всегда любил участвовать во всевозможных музыкальных викторинах (в последний раз это было в «паб-квизе» на литовском MediaBarCamp’e, где мои знания помогли внести небольшую лепту в успех нашей команды), а они особенно были популярны на радио в эпоху моего студенчества. Одним из призов была запись любого заказа на видеокассету в студии. И среди прочего я как-то записал видеоклипы Кейт Буш. Из них мне особенно понравились “Running Up That Hill” и “Cloudbusting”– наиболее известные песни с альбома “Hounds of Love”.
Звонкий и в то же время магнетичный голос Буш, необычные аранжировки, странная двухчастная структура пластинки, и, наконец, песня, у которой едва ли не самое пронзительное начало (а для рингтона, поверьте, это ценное свойство!): “And Dream of Sheep”. Да и текст не подкачал, в нём речь идёт о девушке, которая после кораблекрушения оказывается одна посреди открытого океана и, несмотря на наличие спасательного жилета, боится заснуть и захлебнуться. Кстати, песня стала синглом с недавнего концертного альбома “Before The Dawn”, и клип там как раз соответствует тексту.
Вообще, мне всегда были очень симпатичны женщины, стоящие в поп/рок-музыке как-то особняком, но обладающие своим неповторимым стилем: Лидия Ланч, Энн Кларк, Лори Андерсон, наконец, Бьорк. В качестве иллюстрации хотел поставить видеоклип… Utah Saints “Something Good” – уж больно удачно они засэмплировали здесь песню Кейт Буш “Cloudbusting”, но всё-таки возьму оригинал.
Комментарий ПДРС: Лучше бы в ремиксе поставил!
Peter Gabriel – So (1985)
Это была самая «запиленная» виниловая пластинка в моей коллекции, т.к. я её слушал безостановочно. Кстати, на обложке было написано «Питер Гейбриэл», хихи. Тут что ни песня – шедевр. “Red Rain”, убойный “Sledgehammer”, нежный и трогательный дуэт с той же Кейт Буш, “Dont’ Give Up”…
Бывший фронтмен тех же Genesis – медиа-активист, общественный деятель, борец за гражданские права, первооткрыватель и популяризатор новых музыкально-географических территорий… А ещё пионер в использовании новейших технологий (например, он стал одним из первых покупателей знаменитого сэмплера Fairlight). И вот какой возникает вопрос. Всё это морально устарело? Быть таким уже не популярно? Не думаю. Оставаться нравственным ориентиром можно для многих поколений. А думать об экологии души полезно всегда. Тогда почему трендсеттерами сегодня являются разные «пающие трусы» и доморощенные хипстеры-блоггеры с нулевым культурным багажом?
Комментарий ПДРС: Знаешь выражение «Будь проще, и к тебе потянутся?». Так что я пока не потянусь.
Yellow Magic Orchestra – Naughty Boys (1983)
Группа, которая всегда была образцом стиля и твёрдо стояла на своих эстетических принципах. Успех не развратил их, не заставил исполнять попсу (как это часто случается в западном мире), а наоборот, закалил самурайское спокойствие, непоколебимость и уверенность. В ранний период существования они увлекались диско и фанком, затем музыка стала холодновато-электропоповой и плавно мутировала в синтпоп (по-детски праздничный), что наиболее ярко и демонстрирует “Naughty Boys”. В принципе, это один из первых синтпоп-альбомов в мировой истории. Здесь есть известные позже по концертному исполнению хиты “Ongaku” (её весьма неожиданно «кавернул» Senor Coconut), “Wild Ambitions” и жизнерадостная “Kimi ni mune kyun”, но мне особо по душе “Expected Way” авторства барабанщика YMO Yukihiro Takahashi, который в своих сольных работах потом из всех троих главных участников Yellow Magic Orchestra был наиболее последовательным синтипоппером.
Интересно, что есть также версия альбома без вокала: “Naughty Boys Instrumental”.
Комментарий ПДРС: Вообще нихрена не понял.
Ryuichi Sakamoto – Neo Geo (1987)
Фронтмен и клавишник Yellow Magic Orchestra позже получил мировое признание как кинокомпозитор: кстати, в том же 1987 году вышел его знаменитый саундтрек к фильму Бернардо Бертолуччи «Последний император». На сольнике “Neo Geo” Рюичи Сакамото в своей классической ипостаси – не в том смысле, что записал академический или фортепианный альбом, а в значении: Сакамото своего «золотого» периода. Он обладает способностью замечательно сочетать талант мелодиста с мастерством презентации традиционной японской культуры для мировой аудитории. Шикарная синтезаторно-фортепианная «открывашка» “Before Long”, отличный одноимённый трек и «рисковая» песня Игги Попа, которая обзавелась видеоклипом в двух версиях: неприличной и цензурированной. Пожилой панк разбирается в красоте азиаток и умеет её воспевать, что до этого успешно доказал дуэтом с Дэвидом Боуи “China Girl”.
Кстати, на минувшем фестивале «Лiстапад» показывали замечательный документальный фильм про Рюичи Сакамото. Настойчиво рекомендую обратить внимание!
Комментарий ПДРС: На любителя. Но я скорее «против», а не «за».
David Sylvian – Secrets of the Beehive (1987)
Король меланхолии записал шедевр в жанре камерной музыки (причём абсолютно доступный для восприятия обычного человека, в отличие от его поздних опусов). Он всегда находил очарование в азиатской культуре. Встречался с Yuka Fujii (из последних новостей – выход её совместного с Дэвидом фотоальбома “Like Planets”), его группа носила характерное название Japan, а другом и единомышленником долгое время оставался Рюичи Сакамото. Немаловажно, что бонус-треком здесь размещена “Forbidden Colours” – вокальная версия нетленки всё того же Сакамото, из саундтрека к фильму «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс». А за оформление диска поблагодарим вышеупомянутую Yuka Fujii – она отвечала за фото и дизайн наряду с легендарной компанией 23 Envelope, знакомой всем поклонникам британского лейбла 4AD.
Комментарий ПДРС: На любителя. Но я скорее «за», а не «против».
Dead Can Dance – Within the Realm of a Dying Sun (1987)
А вот и одни из хедлайнеров (наряду с Cocteau Twins и This Mortal Coil) этого самого лейбла 4AD, в своём одиноком путешествии по королевству мистики. Альбом вписывается в рамки жанра electronic new wave в самом широком смысле и с известной долей условности, куда вернее его было бы назвать электронно-готическим. Тем не менее обращусь как раз к своей статье. «“Within the Realm of a Dying Sun” – это величественный, мощный альбом, проникнутый чувством скорби и окутанный атмосферой бесконечной, непостижимой тайны. Его композиции своей внешней бесстрастностью и железной логикой напоминают шахматные партии. Но за этим лоском отстраненности и рефлексии скрывается гигантская работа, проделанная музыкантами и то, без чего музыки быть не может – душа.
Это один из самых коротких как по продолжительности, так и по количеству треков, но самых впечатляющих дисков Dead Can Dance. В первой части альбома безраздельно доминирует вокал Брендана Перри, во второй – Лайзы Джеррард. “Within the Realm…” отличается выразительной мелодичностью, практически все его треки (при своей ритмической схожести) блестяще исполнены, спродюсированы и, что немаловажно, хорошо запоминаются. Это своего рода гимны, прекрасные в своем мрачном великолепии. Строгая готическая атмосфера, характерная для творчества DCD, предстает здесь во всей красе, а ощущение погружения в средневековье, которое не покидало слушателей, когда они приобщались к предыдущему альбому, “Spleen And Ideal”, здесь даже усиливается.Причем это не «натуральные» ренессансные баллады, исполненные на живых инструментах на следующем альбоме, дарк-фолковом “The Serpent’s Egg”, это все-таки искусная стилизация с сохранением романтики как неотъемлемой части фирменного звучания лейбла 4AD.
Короткую композициию “Dawn of the Iconoclast” хорошо знают поклонники творчества Future Sound Of London: еще бы, ведь именно из нее они взяли голосовые сэмплы для своего самого известного хита “Papua New Guinea”. Финал альбома, “Persephone”, поражает своей эмоциональностью: вокал Лайзы на фоне струнных и синтезаторных «колокольчиков» то возрастает, то остается неизменным по интенсивности, но к концу надежда на какой-то просвет исчезает, и выдержать это спокойно может только бесчувственный и равнодушный человек. “Within the Realm of a Dying Sun” – собрание действительно сильных, очень драматичных пьес, реквием по утраченной мечте. Музыка конца света в своем апогее».
Комментарий ПДРС: Уныние и тоска. Загробные песнопения. Спасибо, не надо.
The Shamen – Boss Drum (1992)
Мой брат не раз говорил мне, что я был для него кем-то вроде проводника в мир музыки и «культурного первооткрывателя». Ну приятно, чо. Характеры и вкусы у нас очень разные – но надо признать, был и обратный процесс, то есть он в чём-то повлиял на меня.
В музыке начала 1990-х моду задавали кислотные рейверы (см. книгу «Изменённое состояние. История экстази и рейв-культуры») и разносортные электронщики, от 808 State до The Prodigy, которые встряхнули танцевальную сцену и дали толчок развитию новых направлений. Они мне вначале казались «племенем чужим и незнакомым», однако оставили свой заметный след в истории (и, с подачи брата, в моей памяти). Мне очень нравится альбом The Shamen “Axis Mutatis”, но значительно более влиятельным и своевременным следует признать “Boss Drum”, который породил убойные синглы “Ebeneezer Goode”, “LSI (Love Sex Intelligence)” и “Phorever People”, и был создан в трудный период, когда «отряд заметил потерю бойца» (смерть члена группы). А открывает его гипнотическая одноимённая песня – надо сказать, вещь удивительной глубины. У неё есть много разных версий, но альбомная – самая лучшая.
Комментарий ПДРС: Эти безумные пляски мне не по душе. Хотя иногда могу вспомнить молодость и послушать: кислотный ди-джей, хей. Давай-давай веселей!
U2 – Achtung Baby (1991)
Невозможно добавить что-то весомое к тому огромному массиву текстов, посвящённому этому культовому альбому, его обложке, его продюсерам (Стив Лиллиуайт, посмеиваясь, на своём мастер-классе поведал, как после увлечённых экспериментов Брайена Ино, Флада и Даниэля Лануа возвращал саунд U2 «в привычную форму»). Поэтому лучше расскажу bittersweet-историю. Из всех перечисленных этот альбом впервые я услышал в наихудшем качестве. А впечатлил он меня – мама не горюй! Но обо всём по порядку. В 1990-х на смену пионерским лагерям 1980-х пришёл другой вид летнего времяпрепровождения, гораздо менее занимательный: поездки на дачу. Там у меня обострялась аллергия, а занятия отличались исключительным разнообразием. Нужно было копать картошку, копать грядки, наконец, просто копать землю. Был и вариант: собирать. Собирать, помимо колорадских жуков, необходимо было урожай: яблоки, груши, сливы, вишни, клубника, красная и чёрная смородина, всевозможные корнеплоды. Самым романтичным предприятием являлось собирание грибов. Зато спалось после этого – вповалку! В общем, «деревню ненавижу я, но ненавистью светлой». Были там свои позитивные моменты – в основном связанные с чтением и прослушиванием музыкальных программ, вроде «Контрастов» Дмитрия Ухова. Никакого FM, только хардкор: средние и длинные частоты. Именно там я и услышал передачу, посвящённую выходу “Achtung Baby”. Что тут сказать? Собиралось и копалось под эту музыку гораздо веселее.
Поддерживаю убеждение немалого количества людей в том, что песня “The Fly” содержит самое крутое гитарное соло всех времён и народов. Edge rulezzz! Показателен один из комментариев на Youtube: “The most perfect solo ever. It contains everything that other solos tries to express…” Well said!
Комментарий ПДРС: Здесь есть песня “The One”? Вот это медляк! Я под него так обжимался с одной блондинкой!
Tears For Fears – Songs From The Big Chair (1985)
Название Tears For Fears было взято участниками дуэта из любимой обоими книги Артура Янова “Первобытный вопль” (“Primal Scream”) по психотерапии и психоанализу. Янов рассматривал слезы как замену чувству страха, одолевшего человека (“Tears as a replacement for fears”). По счастливому стечению обстоятельств, Роланд Орзабал и Курт Смит смогли издать свой «вопль» достаточно убедительно, чтобы “Shout” до сих пор была их самой узнаваемой композицией.
Лично для меня один из показателей уровня группы — это когда невозможно однозначно определить будущий сингл альбома. Существует без труда находимое несоответствие между синглами и лучшими песнями. У групп-однодневок, групп “одного хита” этого несоответствия нет. Tears For Fears относятся к другой категории. Альбом “Songs From The Big Chair”, который считается лучшим в дискографии Tears For Fears, состоит из восьми треков и настолько силен, что породил пять синглов!
Но даже тут дело не дошло до издания самой тонкой, самой пронзительной, возможно, лучшей песни диска — “The Working Hour”.
Комментарий ПДРС: Ну, есть тут парочка неплохих песен, но как-то всё слишком мрачно.
The Beloved – Conscience (1993)
Альбом вполне справедливо считается лучшим в дискографии группы, не только благодаря «визитной карточке» “Sweet Harmony”, и лишним тому подтверждением является включение его в сборник лучших хитов практически полностью – за исключением одного трека (просто потому, что в противном случае было бы бессмысленно иметь два релиза с идентичными треклистами).
С “Conscience” у меня связана романтическая история. Новый 1994 год я встречал в гостях у друга. Уже было поздно, и все остались ночевать, но спальных мест не хватало, и некоторые спали практически в одежде, вповалку на диване. Среди оставшихся гостей была девушка с живым взглядом, очаровательными щёчками и серебристым смехом. Мы разговорились, слушая этот альбом, который произвёл на меня сильнейшее впечатление. Я моментально влюбился, но не признался в этом, и правильно сделал. Позже она стала (хотя и ненадолго) вокалисткой в нашей группе, исполнявшей лоуфайный электропоп. Но это уже совсем другая история. ))
Комментарий ПДРС: Какие приятные, красивые песни. Ну могут же, если захотят. Летс кам тугезер, най най!
P.S. (31): важный альбом, про который я чуть не забыл
My Bloody Valentine – Loveless (1991)
“Loveless” – шедевр шугейзинга (его ещё называли шугейзер и просто шугейз) и его наивысшая точка, недостижимая цель для эпигонов и для самих My Bloody Valentine, которые своим камбэком 2013 года “M B V” доказали, что в одну и ту же реку невозможно войти дважды. Ирландская группа под руководством Кевина Шилдса заложила основные принципы жанра, использовав гитарно-синтезаторную «стену звука» и мелодику на основе нойз-попа. В 2012 году фирма Sony выпустила долгожданное переиздание альбома на двухдисковом CD, где первый диск содержал ремастеринговый материал, а второй — не издававшуюся ранее ½-дюймовую аналоговую ленту. Треклист обоих дисков был идентичен оригинальному альбому. Как и оригинал, новый релиз получил исключительно высокие оценки в прессе (так, его рейтинг на сайте Metacritic составляет 93%).
Этот альбом я могу слушать на репите бесконечное количество раз, хотя иногда хочется, сжав зубы, биться головой о стену. Ах да, забыл добавить: слушать надо только на оглушительной громкости.
Композицию “To Here Knows When” Брайан Ино назвал самой неуловимой песней в мире, и это хороший повод, чтобы клипом на неё завершить этот обзор альбомов.
Комментарий ПДРС: (отсутствует, т.к. ПДРС договаривался о прослушивании только тридцати альбомов и уже ушёл).
1983
Genesis – Genesis
Ministry – Work For Love (With Sympathy)
Simple Minds – Sparkle In The Rain
The The – Soul Mining
Yellow Magic Orchestra – Naughty Boys
1984
Depeche Mode – Some Great Reward
Foreigner – Agent Provocateur
Talk Talk – It’s My Life
Ultravox – Lament
1985
Kate Bush – Hounds of Love
Peter Gabriel – So
Tears For Fears – Songs From The Big Chair
1986
Alphaville – Afternoons In Utopia
A-Ha – Scoundrel Days
The Cure – The Head On The Door
1987
David Sylvian – Secrets of the Beehive
Dead Can Dance – Within the Realm of a Dying Sun
Nitzer Ebb – That Total Age
Ryuichi Sakamoto – Neo Geo
1988
Cocteau Twins – Blue Bell Knoll
Falco – Wiener Blut
Robert Plant – Now And Zen
1990
The Art Of Noise – The Ambient Collection
1991
U2 – Achtung Baby
Coil – Love’s Secret Domain
1992
Front Line Assembly – Tactical Neural Implant
The Shamen – Boss Drum
1993
David Bowie – Black Tie White Noise
Jesus Jones – Perverse
The Beloved – Conscience