Слава некоторых художников не бежит впереди них, а едет на машине времени: мастера живут и умирают в одном веке, а знаменитыми становятся в другом.
Ван Гог
По официальной версии при жизни мастера была продана только одна его картина – «Красные виноградники в Арле» (1888). Первой ее покупательницей была художница Анна Бош. Впоследствии работу приобрел меценат Морозов и привез в Россию.
Современники не очень понимали стиль Ван Гога – это касается и ранних работ, вдохновленных эстетикой Милле, и тех, где заметно увлечение Японией.
В разное время художник занимался арт-дилерством, преподаванием, миссионерской деятельностью, но в конечном итоге решил посвятить себя искусству. Нередко вместо еды он предпочитал покупать холсты и краски, а если средств не хватало совсем, Ван Гог затачивал перья, палочки, рисовал тушью и углем по бумаге.
Когда Париж охватило увлечение восточным искусством, он умудрялся откладывать деньги на покупку восточных гравюр, которые повлияли на его почерк. Пример тому – легендарная картина «Цветущие ветки миндаля» (1890).
При жизни критики и покупатели не были благосклонны к Ван Гогу. В наши дни его имя знают даже те, кто живописью не увлечен.
Уильям Тернер
Уильям Тернер довольно рано добился расположения коллег, критиков и заказчиков. Уже будучи прославленным мастером, он увлекся творческими экспериментами и сделал свет и впечатления главными героями картин еще до появления импрессионистов. В зрелом периоде Тернер писал не мир, а свои ощущения от него, не предметы, а движение света вокруг них. Из-за этого работы стали похожи на нечто среднее между фигуративной и абстрактной живописью.
Викторианская публика этот стиль не приняла. Всюду начали перешептываться, что Уильям Тернер выжил из ума. Мастер прошел путь от славы к непониманию, а спустя десятки лет после смерти стал одним из главных арт-кумиров Англии.
Караваджо
Караваджо получил свою порцию славы еще при жизни, хотя и опережал время. Его искусство – это так называемая внестилевая линия: он был художником эпохи барокко (XVII-XVIII век), но при этом дошел до вершин реализма (это направление развивалось с середины XIX века).
Чтобы добиться реалистичности, Караваджо мог пойти на крайние меры: например, при работе над картиной «Положение во гроб» (1603) угрозами заставил натурщиков несколько часов держать на руках мертвое тело.
Создавая полотна для церкви, Караваджо приглашал в качестве натурщиков пьяниц или женщин, продававших любовные услуги. Заказчики это знали, возмущались, но от картин Караваджо не отказывались – слишком он был гениальным.
Эль Греко
Поклонники искусства часто спрашивают, Эль Греко – греческий или испанский мастер? Его настоящее имя – Доменикос Теотокоопулос. Родился художник на Крите, работал в Испании.
В работах Эль Греко черты ренессансного искусства сочетаются с приемами, свойственными византийской иконописи. Из-за специфического колорита и вытянутых силуэтов он не был очень популярным среди современников. Всплеск интереса к наследию Эль Греко случился в XX веке, когда искусствоведы заметили в его стиле некую схожесть с экспрессионистами.
Джузеппе Арчимбольдо
Пожалуй, портреты-натюрморты Арчимбольдо видел каждый!
Художник «превращал» дары сада и огорода в лица.
Взять предмет и наделить его новым значением, создать иллюзию и поиграть с воображением зрителя – это прием в духе сюрреалистов! Вот только Арчимольдо работал в XVI веке, а сюрреализм как течение сформировался в XX-м.
Арчимбольдо, как и Караваджо, был знаменитым еще при жизни. Но с появлением интернета его имя накрыло второй волной популярности: подборки портретов-аллегорий до сих пор набирают немыслимое количество просмотров.
Как думаете, заслуженно?