Найти в Дзене
Живопись

Художник Александр Иванович Лактионов: портрет космонавта

Сегодня у нас не совсем обычная статья, посвященная одному забытому шедевру.

Приблизительно неделю назад мы получили письмо. В нем постоянный читатель канала поставил трудную, но очень интересную задачу: отыскать портрет лётчика- космонавта, дважды Героя Советского Союза В.М. Комарова, увиденный им лишь единожды в далёких семидесятых годах прошлого века.

"Портрет лётчика-космонавта В.М. Комарова"
"Портрет лётчика-космонавта В.М. Комарова"

Честно говоря, помимо желания помочь подписчику, мы с головой погрузились в эту историю, потому что обожаем такого рода вызовы. Между собой мы называем эту историю "детективной", поскольку единственными отправными данными для исследования были: место экспозиции, приблизительное время действия и описанный в общих чертах нарратив живописного полотна. Минирасследование неожиданно привело к двум ценным итогам. Первый из них: удалось отыскать портрет и внимательно изучить его. Второй: взглянуть на биографию и творческое наследие замечательного художника Лактионова с неожиданной стороны.

Итак: упомянутая картина действительно представлялась широкой публике лишь однажды, но не в семидесятых, а в 1967 году. Случилось это в московском Манеже, в рамках празднования 50-летия Октября. К сожалению, семья нашего прославленного космонавта, оберегая фамильную реликвию, более не давала разрешения экспонирования полотна. Картина представляет собой парадный портрет Владимира Михайловича Комарова. Из фоновой темноты навстречу зрителю выступает объемная фигура космонавта номер семь. Выбранное художником положение корпуса героя, сидящего в полборота и отчасти скрытая в тени правая рука создают своеобразный 3D-эффект. Теплые насыщенные тона словно бросают вызов абсолютному черному Ничто, заполняющему пространство позади человеческой фигуры. Вряд ли можно отыскать лучшую живописную метафору торжества человеческого духа над космической бездной. Обратите внимание дорогой читатель на эти удивительные глаза. В них нет нарочитого пафоса героев американских комиксов или металлического блеска ницшеанского миссии. В них живёт любовь, человечность и вместе с тем отражается колоссальная внутренняя сила истинного победителя.

"Автопортрет"
"Автопортрет"

Теперь немного об авторе работы. Художник Александр Иванович Лактионов, уроженец Ростова-на-Дону, сын кузнеца и прачки. Благодаря колоссальному таланту и работоспособности, вовремя замеченными великими Грабарем и Бродским, сумел стать одним из признанных классиков отечественного реализма. При чём, сколь бесспорным было профессиональное мастерство Александра Ивановича, столь же подверженным критике являлось сюжетное наполнение и эмоциональная подача его работ. В частности, небезызвестный и крайне влиятельный Сергей Герасимов задал тон негативным отзывам о творчестве нашего героя, в пух и прах разнеся его дипломную работу. Особенно остро несправедливость критических стрел направленных в адрес художника можно ощутить рассматривая главный труд его жизни, без преувеличения великую картину "Письмо с фронта".

"Письмо с фронта"
"Письмо с фронта"

Верный наставлениям своего учителя И.И. Бродского и развивший идеи максимально близкого следования духу фигуративности, он вывел собственную уникальную и лишь ему одному известную формулу. В ней, как в мифическом рецепте алхимиков, заключалась безупречная пропорция реалистического изображения и подспудная энергетика, скрытая динамика, весь тот внутренний конфликт и моральная пластика, которой так привыкли гордится мастера, не чурающиеся многочисленных нарочитых элементов экспрессии в своих работах. Сложное - в простом. Глубокое - в привычном. Выразительное - в естественном. В свое время античные спартанцы не спрашивали сколько врагов им противостоит, лишь интересовались:"Где они?" Так и наш герой не искал пафоса в деталях, умещая суть в лаконичных, но честных и глубоких художественных приемах.

И все же несмотря на влиятельных недругов он был уважаемым профессором, академиком АХ СССР, лауреатом престижнейших государственных премий, и образцом для подражания в глазах своих студентов.

Большое сердце большого мастера перестало биться в Москве в 1972 году, через пять лет после той, упомянутой нами, выставки в Манеже. А потом через десять лет его персональная мемориальная выставка в стенах столичной Академии художеств принесла ещё большее число преданных почитателей таланта. Их количество растет и ныне год от года, и мы гордимся тем, что находимся в их числе.

Пейзаж
Пейзаж

Если Вам понравилась статья, поставьте "палец вверх". Подписывайтесь на канал!