Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

История Делаваров. Знакомство с европейскими ценностями

Первый контакт между ленапе и сваннукенами «людьми соленой воды», случился достаточно рано. В 1524 году Джованни да Верразано, итальянский мореплаватель на французской службе, на корабле "Дофин" вошел в гавань будущего Нью-Йорка через пролив, носящий его имя.

Бросив якорь у острова Стейтен-Айленд, он высадился на берег и встретил местных жителей, которые, скорее всего, были ленапе. Аборигены были дружелюбны и любопытны как дети. Индейцы и оставались бы такими, если бы Джованни перед отъездом не попытался похитить нескольких женщин, очевидно для нужд корабельной команды.

В течение следующих 80 лет большая часть прибрежных алгонкинских племен на собственном, горьком опыте научилась острегегаться "больших коноэ" белых людей, которые иногда приставали к берегу, чтобы совершать набеги за рабами на индейские деревни.

Следующий после Верразано «официальный визит» Ленапе был нанесен в 1609 году, когда Генри Хадсон, нанятый Голландской Ост-Индской компанией вел поиск легендарного Северо-Западного прохода в Индию. Хадсон тыркался в каждый залив на восточном побережье и таким образом "открыл" будущий залив Делавэр и Гудзон.

Гудзон в гавани Нью-Йорка
Гудзон в гавани Нью-Йорка

2 сентября, перед тем как войти в устье реки, названной первоначально Северной (будущий Гудзон) Хадсон на короткое время бросил якорь у косы Сэнди Хук, где он столкнулся с общиной Навасинк (Унами-Делавар). Ленапе с побережья Нью-Джерси подошли на пирогах к судну и обменяли некоторые продукты питания на европейские безделушки. 5 сентября Гудзон продолжил движение, вошел в реку и остановился возле северного конца острова Манхэттен.

6 сентября 1609 года на воду были спущены шлюпки, чтобы исследовать загадочный берег. Когда моряки уже были на воде, внезапно пал туман. Идти к незнакомой земле, где их возможно поджидают кровожадные дикари было боязно и голландцы крепче сжимали в руках мушкеты. Внезапно туман рассеялся, и экипажи шлюпок увидели 2 каноэ заполненных туземными воинами . Это были индейцы из племени Ваппингер ( Манси-Делавар населяющие вост.часть р. Гудзон)

Недолго думая, перенервничавшие моряки первыми открыли огонь. Ответ последовал незамедлительно, индейской стрелой в шею был убит второй помощник капитана Джон Колман, еще двое были ранены. Смерть Джона Колмана, стала первым убийством, зарегистрированным в том, что будет называться современным Нью-Йорком.

После похорон Колмана, Хадсон продолжал 7 дней подниматься вверх по реке, пока вода не стала слишком мелкой возле современного Олбани. Племя Могикан, населявшие эту область еще не имели негативного опыта общения с европейцами, и поэтому были дружелюбны и готовы торговать. Хадсон тоже предпочел торговлю войне и обменяв все что можно на мех отправился обратно вниз по реке. Прежде чем выйти в открытое море у голландцев произошла еще одна стычка с ваппингерами в нижней части реки.

Гудзон и могикане
Гудзон и могикане

Наниматели Гудзона были очень недовольны тем, что он не нашел быстрого прохода в Китай, но были впечатлены мехами, которые он выторговал у могикан. В 1610 году другие голландские торговцы посетили реку Гудзон. помня о враждебном приеме ваппингеров и делаваров в устье реки, они сосредоточили свои усилия на верховьях , установив торговые связи с могиканами и ирокезами, через самое восточное племя союза - могавков.

Между этими двумя племенами шла перманентная война, а бизнес как известно любит тишину. При посредничестве голландцев было заключено перемирие и на Замковом острове чуть ниже Олбани был основан постоянный торговый пост (форт Нассау). В течение нескольких следующих лет голландцы расширили свою торговую сеть, включив в нее реки Делавэр и Коннектикут.

Невольно голландская торговля мехом обострила и без того острую межплеменную конкуренцию за охотничьи угодья и привела к широкомасштабной войне в регионе. Племя пекотов начало выживать и подчинять себе племена меттабесик и нипмаков с нижнего Коннектикута, чтобы приобщиться к голландским товарам.

Карта межплеменных войн начала 17 веке, фиолетовым цветом обозначена зона торговых интересов голландских торговцев
Карта межплеменных войн начала 17 веке, фиолетовым цветом обозначена зона торговых интересов голландских торговцев

Несмотря на миротворческие усилия европейцев, в 1617 году на верхнем Гудзоне могикане и ирокезы вновь стали резать друг друга в конкурентной борьбе за материальные европейские ценности. Война остановила торговлю и вызвала временное закрытие форта Нассау, И вновь голландцы смогли выступить посредниками и зарыть томагавк войны между враждебными племенами в 1618 году.

В 1624 году голландцы привезли на верхний Гудзон 30 семей колонистов и построили новый пост (форт Оранж) на западном берегу Гудзона в районе современного Олбани. Примерно в это же самое время голландская жадность затмила глаза политической дальновидности и подвела под ирокезские томагавки могикан.

Форт Оранж
Форт Оранж

Дело в том, что голландцы решили раскинуть торговую сеть на север в Канаду для торговли с алгонкинами и монтанье (инну) французскими союзниками и злейшими врагами ирокезов. Роль посредников в этом деле отводилась могиканам. Торговля с их врагами была тем, что ирокезы не собирались терпеть и они напали на могикан. После четырех лет сражений могикане потерпели поражение и были вынуждены уйти к востоку от Гудзона,

Межплеменная война
Межплеменная война

Вражда между ирокезами и могиканами затронула и ленапе-манси. Уже в 1615 году ирокезы начал отжимать у них охотничьи угодья, которые ранее были общими***. В результате некоторые из обиженных манси поддержали могикан во время войны. К 1628 году несколько северных групп ленапе-манси были подчинены ирокезами и принуждены платить дань.

***Здесь надо отметить, что границами между племенами служили х водоразделы рек, эти земли не были заселены, носили нейтральный статус и служили своего рода заповедниками для охоты племен граничащих с ними.

На юге дела у ленапе тоже шли неважно. Унами и Уналактиго пришлось хватить горя от близости к торговым постам голландцев. Начиная примерно с 1626 года их стали атаковать западные соседи саскуэханноки (минки) из долины Саскуэханны. Давние враги ирокезов Саскуэханноки не только сами искали лучшего доступа к голландским товарам, но и были обеспокоены тем, что, если могавки победят могикан, они смогут захватить долину Делавэра.

Конечно, войны между ленапе и саскуэханноками были и до контакта с европейцами, просто численность ленапе (3 к 1) всегда была достаточной, чтобы более высоко организованный в военном плане союз саскуэханноков прибывал в страхе от могущества делаваров. Однако, плюсы голландской торговли и экспансия ирокезов придали достаточно мотивации для нападения.

-6

Между 1630 и 1635 годом Саскуэханноки атаковали деревни ленапе на юго-востоке Пенсильвании и выгнали их через реку Делавэр в Нью-Джерси или на юг в северный Делавэр. Это была жестокая война с сожженными деревнями и гибелью людей, но торговля мехом продолжалась на протяжении всего конфликта, что позволило европейцам стать невольными свидетелями происходящей межиндейской резни.

Голландские и английские торговцы вдоль нижнего Делавэра сообщили о выжженных деревнях и многочисленных трупах, плывших по реке в океан. В эти же годы (1633-35) черная оспа впервые ударила по долинам Гудзона и Делавэра. К 1638 году, когда шведы прибыли к устью реки Делавэр, боевые действия уже прекратились.

Оспа
Оспа

Ленапе, потеряв половину своего первоначального населения. Условия мира с саскуэханноками были тяжелы. Делавары вынуждены были покинуть большинство своих деревень к западу от реки Делавэр и стать подданными своих западных соседей. В том же 1638 году ленапе продали часть земли шведам, но так как политически они теперь были не самостоятельны, то одобрения на сделку пришлось просить у своих победителей.

Ленапе в целом хорошо поладили со шведами, но к сожалению, популяция бобра в долине Делавэра к 1640 году была истреблена, поэтому шведы игнорировали неплатежеспособных ленапе в пользу саскуэханноков. Единственным исключением стала поставка огнестрельного оружие манси, которые были естественными союзниками саскуэханноков против ирокезов.

Шведы высаживают в Делавэре
Шведы высаживают в Делавэре

Саскуэханноки милостиво разрешили ленапе охотиться к западу от реки Делавэер, конечно при том условии, что они будут платить свою дань. Это позволило ленапе участвовать в меховой торговле, но привело к серьезным изменениям в их обществе, поскольку их люди из земледельцев стали превращаться в охотников за пушниной и европейским ширпотребом.

Голландцы были в ярости из-за новых конкурентов в лице шведской колонии Новая Христиания на нижнем Делавэре. Во-первых это конечно потеря прибыли от торговли на Южной реке (Делавэр), которую они считали своей. Во-вторых шведская колония была основана Питером Минуитом, бывшим губернатором Новых Нидерландов.

По сравнению с англичанами в Вирджинии и Массачусетсе голландцев было немного. Главным образом это были купцы и торговые агенты. Все изменилось, когда 30 голландских семей не прибыли в Олбани в 1624 году, В том же году началась война могикан с ирокезами. Насилие и длительность этого конфликта не только замедлили торговлю мехами вдоль Северной реки (Гудзона), но и заставили голландцев сместить центр своих поселений вниз по реке.

Новый Амстердам на Манхэттене
Новый Амстердам на Манхэттене

В 1625 году Питер Минуит, тогдашний губернатор Новых Нидерландов, приобрел Манхэттен у одноименной группы племени метоаков и построил форт Амстердам в южной части острова. Из метрополии привезли фермеров для снабжения гарнизона продовольствием, С этого момента голландские отношения с племенами нижнего Гудзона стали быстро портится.

Один из первых звоночков на возникшую напряженность прозвенел вскоре после того, как голландцы приобрели у уналактиго небольшой участок в заливе Делавэр в 1629 году, а второй участок в Кейп-Мей (юго-восток Нью-Джерси) в 1631 году, там же было основано небольшое поселение Сванендаль. Однажды во время ссоры голландский колонист убил местного сахема ленапе из группы Сиконейсинк. Туземцы предприняли ответные меры, убив всех 32 голландских колонистов. Напуганные таким решительным отпором, голландцы не предпринимали попыток колонизировать Южную реку до 1655 года.

Поскольку проект "Новые Нидерланды" по своей сути была торговой монополией, управляемой компанией Dutch West India Company, у не акционеров было мало экономических возможностей инвестировать в прибыльный проект людей и деньги. По этой причине миграция из метрополии в Новый Свет была очень ограниченной.

Компания попыталась поправить дело в 1629 году, продав патронаты инвесторам, желающим привлечь новых поселенцев, но затея имела незначительный эффект, пока в 1639 году Dutch West India Company не отказалась от своей монополии на меховую торговлю. Число голландских колонистов стало увеличиваться, и поселения распространились на Бронкс и через Гудзон в долину Хакенсак и на остров Статен-Айленд.

"Честная " сделка
"Честная " сделка

По закону голландцы должны были приобрести у индейцев земли, которые они хотели занять. Обычной практикой стало спаивание и мошенничество при сделках на землю. Но даже когда покупка проводилась честно, возникали проблемы из-за различий между туземными и европейскими концепциями собственности на землю.

Например, в 1639 году Патрон (должность) Давид Де Врис приобрел землю на Статен-Айленде у Раритан (унами), полагая, что по европейскому обычаю он получил исключительные права на ее использование. Однако раританы придерживались точки зрения, что земля нахъодиться в общественном пользовании. В любом случае, раританы никогда не думали, что заключенная земельная сделка имеет какое-либо отношение к их праву охотиться на животных, которые обитали на острове ... например, свиней, которых разводили голландские фермеры!

Домашний скот становился легкой добычей для местных охотников. Это было тем более легко, потому что голландцы позволяли своим животным свободно бродить по лесу. Свободный выпас часто приводил к вторжению голландских свиней на не огороженные кукурузные поля индейцев с катастрофическими для посевов результатами. Скотина нарушитель обычно убивалась на месте преступления, но иногда ущерб был настолько велик, что месть раритан распространялась на всех свиней в округе.

Результат набега свиней. нью-Мексико 2017 год
Результат набега свиней. нью-Мексико 2017 год

Как бы там ни было, а индейцы приобрели вкус к свинине, и голландские фермеры требовали компенсации за ущерб. Для раритан сама идея обладать животными была нелепой и претензии колонистов оставались без компенсации. Эта разница в мировоззрении и привела к первому массовому кровопролитию между голландцами и ленапе.

Об этом многом другом вы узнаете в продолжении статьи об истории делаваров.

Читайте также: