- Хозяин, все выбрасывать?
- Да, все. Квартира продается, а с этим хламом она выглядит маленькой. Выносите все на мусорку.
Грузчики побросали куртки на стул и принялись за дело. Сначала разобрали старый сервант. И вынесли частями на мусорку, которая стояла во дворе. Вслед пошел старый продавленный диван, кухонные шкафы и куча всего, что когда-то составляло привычный мир старого человека. С его смертью ушла история этих вещей, а ведь когда-то каждый предмет вызывал светлые воспоминания. На этом диване рассаживались шумные гости, когда собирали стол на Первомай и Новый год, хрустальную вазу подарили на какой-то юбилей, а картину с избой и стогом сена нарисовал сын. Он тогда думал, что будет художником, но оказалось, таланта - нет, и вскоре забросил занятия живописью. Несмотря на неудачную композицию и грубоватые мазки его отец очень дорожил этой картиной, она много десятилетий висела в гостиной над круглым столом.
Когда вся квартира опустела, грузчики помыли руки и стали одеваться.
- О, черт, стул-то забыли вынести! - опомнился один из них, натягивая куртку.
- Да оставь его. А-то покупатели придут, а присесть некуда. Потом сами выбросят.
Стул остался стоять один в пустой квартире. Его привезли сюда в самом конце 60-х годов, когда этот дом был новостройкой. Вместе с этим старым стулом было еще 5 его собратьев, которые входили в гарнитур "Жилая комната "Лигна".
Мебель вызывала зависть соседей и гостей. Изготавливали ее в Чехословакии, а покупатели в СССР получали по записи в очереди, которая могла растягиваться на нескольких лет.. .И вот пришла пора последнему стулу от этого предмета гордости 70-х отправиться на мусорку, уступая жилплощадь новым гарнитурам и грубоватой мебели в стиле лофт.
Потенциальных покупателей у квартиры было не много, но во время одного из просмотров, покупательница вдруг спросила:
- А стул оставите?
- Стул? - не понял владелец.
- Знаете, это прекрасный образчик стиля 60-х. Такие формы опять в моде. А кроме того этот стиль очень подходит этой квартире.
Если бы у стула была душа, она бы запела. Ведь он, действительно, словно был создан для такого жилья. Прочный — из бука, со скошенными ножками и рейками на выгнутой спинке, он был словно прозрачный, не закрывал собою пространство, что очень важно в небольших комнатах. И хотя со старой обивкой из потертого зеленого сукна он выглядел совсем неважно, тем не менее, мог послужить еще добрых пару десятков лет.
Вскоре покупательница, разглядевшая красоту старого стула, стала владелицей квартиры. А после окончания ремонта сюда доставили еще 5 его собратьев. Точно таких же, но только в красной обивке. Они выглядели тоже довольно потрепанными, но после шлифовки, окраски и смены обивки стали как новые.
- И что тебе в нем понравилось? - пытала подруга на новоселье.
- Разве ты не видишь? Красивый изгиб трапецевидной спинки? Чуть скошенные ножки. Это же настоящий гимн модернизму середины века - функционально, гармонично, хорошая геометрия. Ничего лишнего. Их изготавливали на той же фабрики "Тon", что и знаменитые венские стулья. А чехословацкие дизайнеры может быть и менее знамениты, чем супруги Имзы, Хансен или Якобсен, но их изделия ничуть не хуже передают стиль и дух того времени.
А после паузы хозяйка добавила:
- Кстати, а чем занимаешься на праздники? Приходи, соберется компания, накроем круглый стол, посидим, поболтаем...