Найти в Дзене
Бахтин простит

«Седьмая печать» Бергмана и посттравматический синдром у крестоносцев

Оглавление

Хотя официально посттравматическое стрессовое расстройство, именуемое в народе «вьетнамским», «афганским» либо «чеченским» синдромом, в качестве формального диагноза появилось только в 1980 году, люди уже страдали им намного раньше. Режиссёр Ингмар Бергман очень ярко изобразил это в 1957 году в своём фильме «Седьмая печать».

кадр из х/ф «Седьмая печать» (1957)
кадр из х/ф «Седьмая печать» (1957)

Следует сразу оговориться, что фильм имеет огромную художественную ценность, в нём очень много скрытых смыслов и символов, но сегодня мы не будем вдаваться в эти детали. Перед нами стоят совершенно другие задачи.

Несмотря на то, что некоторые считают посттравматический синдром изобретением западных спецслужб второй половины XX века, Бергман мастерски показал многие его симптомы на крестоносце века XIV.

Исторический контекст

Первый Крестовый поход на Ближний Восток для «освобождения» Святой земли и Гроба Господня был предпринят в конце XI века. Позже подобные мероприятия по причине своей крайней популярности проводились неоднократно на протяжении двух столетий, но к концу XIII века движения окончательно скатился.

Поиски бога и игры со смертью

Главный герой фильма – шведский рыцарь Антониус Блок и его оруженосец Йонс пробыли на Святой земле 10 лет. Это были те времена, когда они окончательно проиграли в борьбе за свои идеалы и не очень прочные государства. Сама идея Крестовых походов к XIV веку уже давно утратила всякую популярность. Несмотря на это Антониус отправляется на Ближний Восток в попытке стать ближе к богу. Попытка эта явно не удалась.

По ходу фильма герой неоднократно вспоминает те тяготы, которые ему пришлось перенести за 10 лет в этой экспедиции. Из его слов становится понятно, что приблизиться к богу ему не удалось ни на шаг: за это время у него накопилось множество вопросов к Верховному. Возможно, он вообще утратил свою веру.

кадр из х/ф «Седьмая печать» (1957)
кадр из х/ф «Седьмая печать» (1957)

Его оруженосец Йонс тоже огорчён результатами этого путешествия и даже хорошенько избивает случайно встретившегося ему семинариста, который 10 лет назад убедил Антониуса отправиться в тёплые страны. Этот самый семинарист переквалифицировался в воры, что явно не добавило нашему рыцарю веры. Вообще всё происходящее на родине ещё больше разочаровывает Антониуса в его прежних идеалах.

Потеряв всякую надежду на получение ответов от бога, крестоносец делает попытку узнать кое-что от ангела смерти за игрой в шахматы. В этом проявляется его безразличие к смерти. Десять долгих лет смерть постоянно была где-то рядом, а теперь, когда она пришла за ним, он уже слишком привык к её постоянному присутствию, чтобы бояться.

кадр из х/ф «Седьмая печать» (1957)
кадр из х/ф «Седьмая печать» (1957)

Партия рыцаря и Смерти затянулась и несколько раз прерывалась, и в ходе этих перерывов Антониус без помощи бога и без помощи ангела смерти сам находит ответы на все свои вопросы и учится искать счастье в простых вещах. Внезапно выяснилось, что для счастья не обязательно идти на другой конец Земли и крошить неверных с именем господа на устах. Такого поворота событий, конечно же, никто не ожидал. Жаль, что его партия проиграна и встреча с богом, которого он и без того к тому времени нашёл в себе, уже не за горами.

«Над Палестиной тают звёзды в лучах зари.

Ты только маме, что я воюю, не говори»

В каждом шаге, в каждом действии, в каждом слове, сказанном Антониусом и Йонсом, видны признаки посттравматического синдрома. Они с тоской вспоминают 10 лет, проведённые вдали от дома в битвах за идею, в которую они сами уже давно не верят. Для полноты картины осталось только порвать на себе одежду после выпитой бутылки водки, но к их несчастью, кольчугу нельзя порвать так же легко, как тельняшку.

По возвращению домой они в глубине души надеялись увидеть, что здесь люди живут в согласии с богом, но увидели только мракобесие священнослужителей и развращённость широких слоёв населения. Мы без труда можем провести аналогии между переживаниями героев фильма Бергмана и участников современных военных конфликтов.

Вот и получается, что и 700 лет назад, и сегодня последствия войны для человека остаются прежними. За тысячи лет больших и малых вооруженных конфликтов до не узнаваемости изменились формы и методы ведения войны, но сущность её остаётся неизменной.

кадр из х/ф «Седьмая печать» (1957)
кадр из х/ф «Седьмая печать» (1957)

Дмитрий Микульчик, 04.09.2018

Читайте также:

Фильм «Территория девственниц» - британский вариант «Декамерона»?

4 фильма об эпохе Средневековья