«(от греч. charisma – милость, благодать, божественный дар) – наделенность какого-либо лица (харизматического лидера – пророка, проповедника, политического деятеля), действия, института или символа качествами исключительности, непогрешимости, сверхъестественности в глазах его приверженцев.[…]
В социальные науки термин введен немецким теологом и социологом Э.Трёльчем и проанализирован М.Вебером в его концепции идеальных типов господства.
Социально-психологический анализ харизматического лидерства был продолжен в рамках психоаналитической ориентации в социологии, где предпринимались попытки изучения бессознательных механизмов связи масс с вождями.
В социальной психологии харизма рассматривается как феномен, характерный для малых и особенно для больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. Преимущественно возникает в экстремальных исторических обстоятельствах как реализация соответствующей социально-психологической потребности.
Харизматическому лидеру приписываются успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением (бегство воспринимается как спасение, любые потери – как необходимые жертвы, банальные или даже абсурдные утверждения – как непостижимая мудрость). Его считают провидцем, гигантской исторической фигурой, выполняющей «великую миссию», открывающей новые горизонты. […]
Социально-психологическая ситуация, связанная с искренней верой в харизму, постепенно превращается в чистую форму; харизматическое лидерство в истинном, а не формальном значении чаще всего не может длиться долго. Известны попытки распространить харизму на наследников, закрепить иерархически, но они психологически неэффективны.
Термин «харизма», – писал Вебер, – будет применяться к определенному качеству индивида, благодаря которому он выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, исключительными способностями и качествами. […]
По мысли Вебера, не так уж важно, в чем состоит харизма лидера сама по себе. Решающее значение имеет то, как к ней относятся потенциальные последователи. […]
Важный вопрос: что именно предпринимают харизматические лидеры, чтобы породить особый тип отношений с последователями? Эксперименты, призванные помочь ответить на этот вопрос, указывают на тот факт, что такие лидеры воздействуют на воображение. Они описывают, обычно живым, эмоциональным языком, образ своей группы в будущем. При этом они не просто описывают мечту или ее видение, – они предлагают пути ее достижения.
Они доходчиво разъясняют своим последователям, как добраться отсюда туда. […]
Другая стратегия, используемая харизматическими лидерами, включает демонстрацию абсолютной уверенности в себе и в своих последователях, высокой степени заботы о нуждах своих последователей, превосходных коммуникативных способностей и активного стиля поведения. Наконец, харизматические лидеры часто являются мастерами управления впечатлениями, участвуя во многих мероприятиях, призванных усилить привлекательность лидера в глазах других людей. »
Сергей Сергеевич Степанов. «Популярная психологическая энциклопедия».
ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ "ХАРИЗМЫ" В БИЗНЕСЕ - http://www.actually.pro/0424.html
ПРИРОДА ПОНЯТИЯ «ЛИДЕРСТВО» ПО С.С.СТЕПАНОВУ - http://www.actually.pro/1232.html
МНОГО О ЛИДЕРСТВЕ - http://www.actually.pro/0427.html
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА ИЛИ ЧТО НУЖНО ДЛЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ (и не только) ЕСЛИ ВЫ НЕ ДУРАК (без «вдохновения» и лжи) - http://actually.pro/0935.html
ОШИБКИ, РИСКИ, ЭФФЕКТЫ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВРОЖДЕННЫЕ И ПРИОБРЕТЕННЫЕ, ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОГРАНИЧИТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ (СТАТЬИ) - http://www.actually.pro/0838.html
«ЭФФЕКТ ЗЕРКАЛА» В БИЗНЕС-СРЕДЕ - http://actually.pro/1075.html