Тренды, тренды… Году этак в 2010-м на выставке коммерческого транспорта IAA в Ганновере практически все крупные компании разом выкатили на свои стенды гибридные грузовики и автобусы. А в прошлом году на той же IAA все словно помешались на электрическом транспорте: электромобили и электробусы на стендах были повсюду!!! Я, честно говоря, не помню, чтобы какие-то подобные волны «помешательства» захлестывали раньше отечественные выставки. Но вот теперь случилось: в этом году главным трендом на выставке COMTRANS'2019 стал показ техники, работающей на сжиженном метане!
Николай Марков
Фото автора и Марии Марковой
На всех продававшихся в нашей стране газобаллонных автомобилях до сего момента использовались либо CNG, то бишь сжатый природный газ (метан), либо LPG, то есть сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан). В то же время за рубежом, особенно в Китае, семимильными шагами стала развиваться инфраструктура для автомобилей на сжиженном природном газе – LNG. В чем его достоинства? Во-первых, он дешевле, чем LPG. А во-вторых, у двух одинаковых автомобилей, но оснащенных разной аппаратурой, под CNG и под LNG, запас хода будет различаться раза в три при одинаковом весе этой самой аппаратуры вместе с заправленными баллонами! Естественно, больше запас хода будет именно у автомобиля с LNG. А недостаток сжиженного метана – необходимость его хранения в очень сложном и дорогом криогенном баллоне при температуре –162 градуса! До сих пор применение LNG на автомобилях в нашей стране не выходило за рамки экспериментов, но недавно в Газпроме приняли стратегическое решение о развитии этого направления, и даже появились первые заправки такого типа. А потому производители и устремились в новую перспективную нишу! Итак, давайте посмотрим, какие же грузовики с LNG показали на «Комтрансе»…
Шасси ГАЗон NEXT полной массой 10 тонн (его правильный индекс – ГАЗ-С41R83) оборудовано сразу двумя типами метановых баллонов. На правом лонжероне рамы висит привычная батарея из четырех цилиндрических баллонов красного цвета: это емкости для закачки сжатого природного газа. Помещается его сюда 40 кубометров, которых хватит примерно на 200 км пути. А вот на левом лонжероне подвешен криогенный «термос» итальянской фирмы Emer на 220 литров сжиженного метана, которого хватит уже на 700 км пробега. CNG в данном случае выполняет роль резервного топлива, позволяющего перемещаться по регионам, где дозаправка LNG пока невозможна. Двигатель на этой машине – серийный ярославский ЯМЗ-53445 в 170-сильном исполнении, с искровым зажиганием.
Еще один грузовик, в котором одновременно скомбинированы CNG и LNG, привез на выставку и Автозавод УРАЛ. Причем это не тягач или какой-нибудь реф, а строительный самосвал! Речь о модели Урал-73945 из нового дорожного семейства Урал NEXT 6х4 с капотной кабиной. В движение его приводит газовая «шестерка» ЯМЗ-53604 мощностью 310 л.с. Запас метана сжатого хранится в кассете из четырех баллонов на правом лонжероне рамы. Они суммарно вмещают 98 кубометров газа. А метан сжиженный в количестве 450 литров хранится в «термосе» на левой стороне рамы. Только «термос» этот уже китайский, фирмы CIMC.
У КАМАЗа в линейке тоже есть битопливная машина, только тут вместе с LNG используется обыкновенная солярка. Именно вместе, а не вместо, то есть этот грузовик – газодизельный. Построен он на основе седельного тягача КАМАЗ-65209-S5 с колесной формулой 6х2 и «старой» кабиной от Mercedes-Benz Axor (которую камазовцы сейчас именуют «кабиной поколения К4»). Под этой кабиной установлен «мерсовский» дизель ОМ457LA мощностью 401 л.с., который работает либо на чистой солярке, либо на ее смеси с метаном. Криогенный баллон производства итальянской компании HVM подвешен на правом лонжероне рамы, бак для дизельного топлива – на левом. Тягач, представленный на выставке, передали в опытную эксплуатацию холдингу «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», который уже заказал на перспективу сразу тысячу аналогичных машин!
Есть у КАМАЗа решение и по чисто газовой машине, работающей только на сжиженном метане. На тягач КАМАЗ-5490 Neo установили 530-литровый криогенный баллон китайской компании CIMC и китайский же 400-сильный двигатель Weichai WP12NG с искровым зажиганием.
Тот же самый 400-сильный двигатель Weichai вместе с аналогичной же 16-ступенчатой коробкой передач ZF применил на своем новом тягаче Минский автозавод. Этот автомобиль называется МАЗ-54A02K-520-030 (обратите внимание на новый принцип маркировки модели) и представлен в исполнении для перевозки опасных грузов, поскольку предназначен, главным образом, для буксировки полуприцепа-цистерны с тем же самым сжиженным метаном. Но минчане вместо одного большого баллона поставили два более мелких, доведя тем самым суммарный запас топлива уже до 700 литров. К слову, завод готов монтировать на тягачи как китайские баллоны фирмы CIMC, так и более дорогие американские баллоны CHART.
Но если российские и белорусские производители только-только начинают погружаться в тему транспорта на сжиженном природном газе, то вот, к примеру, компания IVECO выпускает такие тягачи серийно уже несколько лет. С этого года итальянцы начали поставлять к нам со своего испанского завода «магистральники» Stralis NP LNG с двигателем Cursor 13 NP мощностью 460 л.с., и сегодня в России их работает уже 25 штук. Газовый тягач скомпонован таким образом, что все свободное пространство снаружи лонжеронов рамы в пределах колесной базы отведено под установку баллонов CHART максимально возможного объема. Благодаря этому заявленный запас хода у IVECO Stralis NP LNG достигает 1600 км!
Наконец, включить в свою продуктовую линейку тягачи на LNG решили и в российском представительстве компании Volvo Trucks. Но здесь остановились пока на варианте с газодизельным циклом. На выставку привезли тягач Volvo FH LNG, оснащенный дизелем модели G13C с отдачей в 460 л.с. На этой машине смонтирован маленький 170-литровый топливный бак для солярки и 530-литровый метановый баллон фирмы Westport. Заявленный запас хода машины при работе в битопливном режиме – до 1000 км.
Читайте также на канале МАШИНА:
Обновленный "Соболь 4х4" на выставке COMTRANS 2019